Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Охотской Н.В, Сухаревой С.И.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2018 года гражданское дело N 2-5458/17 по апелляционной жалобе Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2017 года по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г, выслушав представителя Администрации Невского района Санкт-Петербурга - Куниной С.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2017 год, территорию по адресу: Санкт-Петербург, 3- "... ", а также об обязании в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории по адресу: "... ".
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории Невского района Санкт-Петербурга. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории, расположенной по адресу: "... " расположена несанкционированная свалка, которая представлена отходами асфальтобетона с вкраплением боя строительного кирпича, мусора от сноса и разборки зданий, отходами грунта, ломом железобетонных и бетонных изделий, отработанными шинами, отходами древесины. Ориентировочная площадь указанной свалки отходов составляет около 3,5 га, ориентировочный объем сброшенных на почву отходов составляет около 140000 м3.
По результатам выявленных нарушений 31.05.2016 прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства в адрес главы администрации Невского района. До настоящего момента указанная свалка не ликвидирована.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2017 года суд обязал Администрацию Невского района Санкт-Петербурга включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2018 год территорию по адресу: "... ".
Так же суд обязал Администрацию Невского района Санкт-Петербурга в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на вышеуказанной территории.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, полагая решение незаконным и необоснованным.
Исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, с учетом того, что представители 3-го лица Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин отсутствия не представили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав мнение участников судебного заседания, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Oб охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Земельного Кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Федеральный закон от 30.03.1999года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 21 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу положений части 1 статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1078 от 26.08.2008года утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, на основании п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пп.2.3.8, 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач пп. 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно пп.3.4.75 Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
На основании п.6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N196-р от 15.02.2001года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории Невского района Санкт-Петербурга.
15.04.2016 прокуратурой совместно со специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Невского района Санкт-Петербурга осуществлен выезд по адресу: "... ".
Осмотром установлено, что по вышеуказанному адресу на территории земельного участка площадью 47521 м с кадастровым номером "... ", ограниченной 2-м, 3-м, 6-м, 8-м "... " проездами, расположена несанкционированная свалка, которая представлена отходами асфальтобетона с вкраплением боя строительного кирпича, мусора от сноса и разборки зданий, отходами фунта, ломом железобетонных и бетонных изделий, отработанными шинами, отходами древесины. Возможный въезд на территорию указанного участка со стороны "... " пр. перекрыт шлагбаумом, территория участка практически полностью отсыпана отходами производства и потребления. Ориентировочная площадь указанной свалки отходов составляет около 3,5 га, ориентировочный объем сброшенных на почву отходов составляет около 140000 м.
На территории, ограниченной территорией участка с кадастровым номером "... ", 6-м и 8-м "... " пр, расположен участок, общая площадь которого составляет 325280 м3. Несанкционированная свалка на данном участке представлена боем строительного кирпича, мусором от сноса и разборки зданий, отходами грунта, отходами древесины, тар, отработанными шинами, ориентировочная площадь указанной свалки составляет около 300 м, ориентировочный объем сброшенных на почву отходов составляет около 300 м. Въезд на территорию указанного участка перекрыт шлагбаумом, заезд ограничен отрытыми траншеями.
На территории, прилегающей к 6-му "... " проезду со стороны участка с кадастровым номером "... ", на почву сброшены отходы производства и потребления. Ориентировочная площадь несанкционированной свалки составляет около 400 м, ориентировочный объем сброшенных на почву отходов составляет около 300 м. На момент проверки завоз грунта на указанные земельные участки не осуществлялся.
Судом установлено, что 18.11.2010 между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга и ЗАО "... " был заключен договор аренды земельного участка по адресу: "... ", который был расторгнут на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2014 по делу N А56-55006/2011.
Из указанного решения суда следует, что образование несанкционированной свалки на территории по адресу: "... " произошло не позднее 08.07.2010, то есть до даты заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 18.11.2010 N "... "; свалка активно развивалась в период 2010-2011 годов. Также решением установлено, что ЗАО "... " не причастно к появлению свалки с характеристиками, установленными на дату 08.07.2010.
Согласно ответу Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга от 15.08.2017 г. на запрос администрации Невского района Санкт-Петербурга о предоставлении информации по дальнейшему использованию земельного участка, по состоянию на 08.10.2010 г. (дата возникновения свалки) участок был свободен от прав третьих лиц.
Выявленные в ходе проверки прокуратуры района нарушения подтверждаются справкой "... " от 26.04.2016, составленной Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, материалами проверки прокуратуры района.
По результатам выявленных нарушений 31.05.2016 прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства в адрес главы администрации Невского района.
14 сентября 2016 года при повторном выезде, в ходе проведенной проверки, была отобрана одна объединенная проба почвы по вышеуказанному адресу
Согласно заключению эксперта Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" от 26.09.2016 года на отобранных пробах на земельном участке почва (грунт) относится к 4 классу опасности отходов, почва по химическим показателям не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, подтверждающие наличие несанкционированной свалки, которая не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Невского района и работы по устранению которой возложены на ответчика и ответчиком не организованы, при том положении, что обстоятельств передачи указанного земельного участка в аренду какому-либо лицу не установлено, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что поскольку несанкционированная свалка на спорном участке образовалась в период действия договора аренды, заключенного между Комитетом имущественных отношений и ЗАО "... ", то именно они должны нести обязанность по ликвидации свалки.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по данному доводу жалобы, поскольку ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ доказательств указанных обстоятельств в материалы дела не представлено. Кроме того, в случае наличия обстоятельств ответственности вышеназванных юридических лиц за организацию указанной свалки, ответчик, организовав работы по ликвидации свалки, не лишен возможности предъявить к ним соответствующие требования о возмещении понесенных расходов.
Также недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Ограниченное финансирование органами местного самоуправления организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан надлежащим образом организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, его утилизацию и переработку независимо от наличия финансовой возможности и отсутствия соответствующих денежных средств, предусмотренных для этой цели.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 28 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.