Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Мордовской Л.И, представителя административного истца Луковцева А.А, представителя административного ответчика Федорова Е.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 29 ноября 2017 года по делу по административному иску Мордовской Л.И. к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, которым
постановлено:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений Окружной администрации г. Якутска в переводе нежилого помещения в жилое по протоколу N... от 27 января 2017 года, утвержденного распоряжением ОА г. Якутск N... от 09.02.2017 г.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Мордовская Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая о том, что имеет в собственности нежилое помещение общей площадью *** кв.м, расположенное по адресу:... Межведомственная комиссия по использованию жилых и нежилых помещений Окружной администрации г. Якутска 09.02.2017 г. отказала в переводе указанного помещения в жилое на основании п.2 ч.1 ст. 24 ЖК РФ. Считает данное решение комиссии незаконным, нарушающим её права и интересы, в связи с чем просила признать незаконным и отменить данное решение и обязать Окружную администрацию г. Якутска произвести перевод нежилого помещения в жилое помещение.
Судом принято по делу вышеуказанное решение.
Представитель в апелляционной жалобе просит об отмене решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на ст.ст.14 и 51 Градостроительного кодекса РФ и ст.ст.36 и 40 Жилищного кодекса РФ, считает решение комиссии законным и обоснованным, поскольку производимые работы по проекту ООО " ********" свидетельствуют о реконструкции помещения и соответственно требуют соблюдения установленного порядка получения разрешения от органа местного самоуправления.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актом и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Как следует из материалов дела, Мордовская Л.И. обратилась к административному ответчику с заявлением о переводе нежилого помещения, расположенного в мансардном этаже многоквартирного жилого дома по адресу:.., в жилое, предоставив проект перепланировки, составленный ООО " ********". Указанное помещение принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.12.2013 г.
Межведомственной комиссией по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) Городского округа "Город Якутск" принято протокольное решение N... от 09.02.2017 г. об отказе в переводе вышеуказанного нежилого помещения в жилое помещение на основании п.2 ч.1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ в связи с предоставлением документов в ненадлежащий орган. Комиссия признала, что представленный проект свидетельствует о реконструкции помещения и данный вопрос не относится к её компетенции.
Оспаривание решений органов местного самоуправления производится в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Так, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ст.218).
В соответствии с требованиями ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, наделенный публичными полномочиями и принявший оспариваемое решение.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно частям 1 - 3 статьи 22 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Положениями части 3 той же статьи предусмотрено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае представления документов в ненадлежащий орган.
Удовлетворяя заявление Мордовской Л.И, суд первой инстанции, исследовав представленные письменные доказательства, пришел к выводу о незаконности и необоснованности отказа в переводе нежилого помещения в жилое, поскольку в рассматриваемом случае в помещении производится перепланировка, а не реконструкция.
Оснований не соглашаться с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией (далее - ГрК РФ) понимается реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объёкта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ, возможность же перепланировки и переустройства жилого помещения предусмотрена ЖК РФ.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Оно может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Она может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, граждане, юридические лица обязаны использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан, выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
В рассматриваемом случае представленный в межведомственную комиссию проект предусматривает, в том числе, осуществление следующих видов работ: устройство ненесущих перегородок с дверными проемами и оконных проемов в существующей кровле дома, устройство санузла с гидроизоляцией пола и установкой сантехоборудования. Эти работы не влекут изменение технико-экономических показателей объекта (границ и площади помещения) и не предусматривают замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Таким образом, планируемая перепланировка и переустройство нежилого помещения для перевода в жилое помещение признакам реконструкции не отвечает.
На основании изложенного следует признать правильным вывод суда, что комиссия необоснованно отказала в переводе нежилого помещения в жилое в связи с представлением документов в ненадлежащий орган (п. 1 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, повторяющими утверждения представителя административного ответчика в суде первой инстанции, судебная коллегия считает, что они не могут служить основанием к отмене решения суда.
Обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, существенных нарушений норм процессуального права не установлено, в силу этого оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы не имеется.
В силу части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом указанных требований законодательства, исходя из заявленных административным истцом требований, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием о возложении на Окружную администрацию г. Якутска обязанности принять решение о переводе нежилого помещения по адресу:.., в жилое помещение на основании заявления Мордовской Л.И. и представленных документов.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 29 ноября 2017 года по делу по административному иску Мордовской Л.И. к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения следующим абзацем: "Обязать Окружную администрацию г. Якутска принять решение о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу:.., в жилое".
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Сыренова С.Н.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.