И.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу представителя Малыхина С.Е. - Власова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 63 г. Якутска РС(Я) от 25 мая 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении Малыхина С.Е.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 63 г. Якутска РС(Я) от 25 мая 2017 года, Малыхин С.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год.
В жалобе представитель Малыхина С.Е. - Власов В.С. указывает на нарушение прав Малыхина С.Е, поскольку последний не знал о привлечении его к административной ответственности, для участия по административному делу его не привлекали. К ООО " ********" Малыхин С.Е. не имеет никакого отношения, поскольку был уволен из этой организации по собственному желанию с 2009 года, в настоящее время проживает в г..., о своей дисквалификации узнал случайно на сайте ФНС. В обоснование своих доводов представитель Малыхина С.Е. представил оргиналы информационного письма от 01.09.2011 ОАО АТК " ********" (единственный участник ООО " ********") Малыхин С.Е. был уволен 10.11.2009 с должности директора ООО " ********", решение единственного участника ООО " ********" от 10.11.2009, заявление об увольнении Малыхина С.Е, приказом об увольнении N... от 10.11.2009.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в силу ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до трех лет.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченными регистрирующими органами в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Из обстоятельств дела следует, что 14.12.2016 вынесено постановление в отношении Малыхина С.Е. о назначении административного наказания в виде наложения штрафа, за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Основанием привлечения к административной ответственности послужила проверка адреса места нахождения юридического лица ООО " ********" -... В ходе проверки было установлено, что Общество отсутствует по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на 11.04.2017 " ********" находится по адресу:... Документы на изменение адреса места нахождения Общества не подавались, допущенные нарушения не устранены.
22.03.2017 специалистом первого разряда отдела правового обеспечения
государственной регистрации Единого регистрационного центра Межрайонной ИФНС России N... по Республике Саха (Якутия) А. на основании решения о проведении проверки адреса места нахождения юридического лица произведен повторный осмотр помещений и территорий юридического адреса Общества:... По результатам произведенного осмотра составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 22.03.2017, установлено, что ООО " ********" по указанному адресу не находится и не ведет финансово-хозяйственную деятельность.
Фактическое местонахождение Общества не установлено. Тем самым установлен факт совершения директором Общества Малыхиным С.Е. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Принимая решение о наличии оснований для привлечения Малыхина С.Е. к административной ответственности, судья исходили из того, что Малыхин С.Е. является директором ООО " ********" и представил в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документы, содержащие заведомо ложные сведения.
Вместе с тем, с такими выводами судов согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относятся образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Статьей 39 этого же Федерального закона определено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).
В силу ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
Статьей 280 ТК РФ предусмотрено, что руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Расторжение трудового договора по собственному желанию является реализацией гарантированного работнику права на свободный выбор труда и не зависит от воли работодателя. Обстоятельств, в силу которых работодатель вправе отказать работнику в расторжении трудового договора на основании статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, действующее законодательство не предусматривает.
Право руководителя организации расторгнуть трудовой договор по собственному желанию предусмотрено законом и может быть реализовано им в любое время, при этом он обязан лишь предупредить работодателя письменно не позднее, чем за месяц.
Исходя из содержания норм ст. ст. 11, 273 - 280 ТК РФ лицо, назначенное (принятое) на должность руководителя организации, является ее работником, поэтому отношения между организацией и ее руководителем (директором) регулируются нормами трудового права. Соответственно, такой работник, состоящий с организацией в трудовых отношениях, имеет право на досрочное прекращение трудовых отношений по собственной инициативе по правилам п. 3 ч. 1 ст. 77, ч. 2 ст. 80 ТК РФ.
Согласно информационному письму от 01.09.2011 ОАО АТК " ********" (единственный участник ООО " ********") Малыхин С.Е. был уволен 10.11.2009 с должности директора ООО " ********". Указанное также подтверждается решением единственного участника ООО " ********" от 10.11.2009, заявлением об увольнении Малыхина С.Е, приказом об увольнении N... от 10.11.2009 (оригиналы). Указанные доказательства приложены к жалобе.
То обстоятельство, что работодателем не внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц относительно директора Общества, не свидетельствует о том, что Малыхин С.Е. продолжает состоять в трудовых отношениях с ООО " ********". По общему правилу, установленному действующим законодательством, обязанность по надлежащему оформлению прекращения трудового договора возложена на работодателя. Следовательно, работник не может нести ответственность и неблагоприятные последствия за ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей.
С учетом изложенного оснований полагать, что в действиях Малыхина С.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, не имеется, поскольку в данном случае она не является субъектом правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 63 г. Якутска РС(Я) от 25 мая 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении Малыхина С.Е. подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 63 г. Якутска РС(Я) от 25 мая 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении Малыхина С.Е. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. Председателя Верховного суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.