Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу представителя индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны Москаленко Д.Н. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 01.12.2017 года по делу N 12-120/2017,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора западно-Крымского региона Лапа О.С. от 28.08.2017 года индивидуальный предприниматель Андреенко Екатерина Ивановна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель Андреенко Екатерина Ивановна обжаловала его в суд.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 01.12.2017 года по делу N 12-120/2017 (судья Вяткина С.А.) постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника управления экологического надзора западно-Крымского региона Лапа О.С. от 28.08.2017 года оставлено без изменений, жалоба индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представитель индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны Москаленко Д.Н. подал жалобу, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 01.12.2017 года по делу N 12-120/2017, производство по делу прекратить.
Индивидуальный предприниматель Андреенко Екатерина Ивановна в судебное заседание, которое состоялось 01.12.2017 года, не явилась, о дне, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Закона N89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч. 7 ст. 12 Закона N89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 14 Закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
В соответствии с требованиями ст. 15 Закона N 89-ФЗ, лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 18 Закона N 89-ФЗ, приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" (за исключением статистической отчетности) обязаны разрабатывать и предоставлять в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодам.
В соответствии с требованиями ст. 19 Закона N 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами") субъекты малого и среднего предпринимательства, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Как усматривается из материалов дела, Сакской межрайонной прокуратурой Республики Крым по заданию прокуратуры Республики Крым 16.08.2017 года совместно с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды в деятельности индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны при осуществлении предпринимательской деятельности на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым "Сакский курортный парк".
В ходе проведенной проверки должностными лицами установлено, что индивидуальным предпринимателем Андреенко Екатериной Ивановной для осуществления предпринимательской деятельности используется земельный участок общей площадью 473 кв.м, расположенный на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым "Сакский курортный парк" с видом разрешенного использования "курортная деятельность".
На территории используемой индивидуальным предпринимателем Андреенко Екатериной Ивановной в границах парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым "Сакский курортный парк" установлен факт размещения и эксплуатации резервуара заглубленного в грунт (размеры 1м на 1 м, глубиной 0,7 м) и предназначенного для приема отходов коммунальных жидких не канализированных объектов водопотребления (ФККО 732 1010 1304), приема отходов (осадков) из выгребных ям (код по ФККО 732 1000 1304), всплывающих веществ, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасных (код по ФККО 722 1112 1394), образуемых в процессе осуществления индивидуальным предпринимателем Андреенко Екатериной Ивановной хозяйственной деятельности по предоставлению услуг общественного питания.
В результате хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны образуются следующие виды отходов, определенные федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 445 от 18.07.2014 года:
- отходы упаковочной бумаги незагрязненные - код ФККО 4 05 182 01 60 5, V класс опасности;
- отходы упаковочного картона незагрязненные - код ФККО 4 05 183 01 60 5, V класс опасности;
- отходы боя стекла малоопасного - код ФККО 3 41 901 02 20 4, IV класс опасности.
При этом, в нарушение ст. 11, ч. 3 ст. 14, ст. 15, ст. 18, ст. 19 Закона N 89- ФЗ, индивидуальным предпринимателем Андреенко Екатериной Ивановной не разработана и не предоставлена в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, не разработаны и не утверждены паспорта следующих отходов I-IV класса опасности, а именно бой стекла малоопасного - код ФККО 3 41 901 02 20 4, IV класс опасности.
При изучении материалов дела становится очевидным, что индивидуальным предпринимателем Андреенко Екатериной Ивановной нарушены требования ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11, 14, 15, 18, 19 Закона N 89-ФЗ.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Андреенко Екатериной Ивановной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны, техническим паспортом на общественное здание, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане, выпиской из реестра прав на недвижимое имущество, справкой по результатам проведенной проверки, фототаблицей, письменными объяснениями индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, старший государственный инспектор Республики Крым, начальник управления экологического надзора западно-Крымского региона Лапа О.С, с которым согласился судья Сакского районного суда Республики Крым, пришел к обоснованному выводу о виновности индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов Сакского районного суда Республики Крым и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью назначения наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
В Постановлении от 14.02.2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное, в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма, было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Нарушение требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям по обеспечения экологического благополучия нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации, вследствие чего старший государственный инспектор Республики Крым, начальник управления экологического надзора западно-Крымского региона Лапа О.С. законно и обоснованно назначил индивидуальному предпринимателю Андреенко Екатерине Ивановне административное наказание в виде административного штрафа в размере 30500 рублей, который незначительно превышает минимальный размер санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
По результатам изучения материалов дела, доводов жалобы становиться очевидным, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ Сакским районным судом Республики Крым были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом общественной опасности, исходя из санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Сакского районного суда Республики Крым от 01.12.2017 года по делу N 12-120/2017 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 01.12.2017 года по делу N 12-120/2017 оставить без изменений.
Жалобу представителя индивидуального предпринимателя Андреенко Екатерины Ивановны Москаленко Д.Н. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.