судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С,
судей Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре Евдокимовой А.О,
по докладу судьи Аврамиди Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора города Симферополя в интересах Заидулиной Севили Энверовны к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" года,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2017 года прокурор города Симферополя Республики Крым в интересах Заидулиной С.Э. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требования обоснованы тем, что в прокуратуру города Симферополя поступило обращение Заидулиной С.Э, "данные изъяты" года рождения, являющейся лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее права на получение жилья, в ходе, проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации города Симферополя Республики Крым. В ходе проверки установлено, что мать Заидулиной С.Э. - "данные изъяты", умерла "данные изъяты" года, отец заявительницы - "данные изъяты" года. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от "данные изъяты" N "данные изъяты" Заидулиной С.Э. гарантировано обеспечение ее жильем после окончания срока пребывания в государственном интернатом учреждении. Согласно справке Крымского предприятия "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации" "данные изъяты" Заидулина С.Э. в числе граждан, имеющих объекты недвижимого имущества в г. Симферополе, не значится. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от "данные изъяты" Заидулина С.Э. включена в список на внеочередное получения жилья. По состоянию на "данные изъяты". Заидулина С.Э. находится под номером "данные изъяты". Однако на сегодняшний день жильем не обеспечена. Таким образом, не предоставление Заидулиной С.Э. жилого помещения нарушает ее право на жилье, гарантированное ей Конституцией и иным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым принять меры по предоставлению Заидулиной Севиле Энверовне, "данные изъяты" года рождения, жилого помещения специализированного жилого фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления. благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м.
Определением Центрального районного суда города Симферополя от "данные изъяты" к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" иск прокурора города Симферополя в интересах Заидулиной Севили Энверовны к Администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье удовлетворен. На Администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность предоставить Заидулиной Севиле Энверовне, "данные изъяты" года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25м2 общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации города Симферополя Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда. В частности указывают на то, что право получения жилья Заидулиной С.Э. подлежит реализации в порядке очереди и при наличии бюджетных ассигнований.
Также апеллянт указал на нарушение судом первой инстанции норм материального права, поскольку судом не были учтены положения "Порядка расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", утвержденного согласно предоставленных полномочий в соответствии с Законом Республики Крым N46-ЗРК/2014 постановлением Совета Министров Республики Крым от "данные изъяты", которым предусмотрено, что предоставление субвенций осуществляется в соответствии с данным Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем согласно положений ст.ст.167,327 ГПК РФ дело в рассмотрено в его отсутствие.
Прокурор, истица, а так же представитель третьего лица возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора, согласно которым, прокурор против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что Заидулина С.Э. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивалась, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Заидулина Севиля Энверовна, "данные изъяты", уроженка города "данные изъяты" является гражданкой Российской Федерации (л.д. 7).
Из решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от "данные изъяты" следует, что мать Заидулиной С.Э. - "данные изъяты", умерла "данные изъяты" года, отец - "данные изъяты" умер "данные изъяты" года.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от "данные изъяты" Заидулиной С.Э. гарантировано обеспечение ее жильем после окончания срока пребывания в государственном интернатом учреждении (л.д. 8).
Согласно справке Крымского предприятия "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации" "данные изъяты" Заидулина С.Э. в числе зарегистрированных граждан, имеющих объекты недвижимого имущества в г. "данные изъяты", не значится (л.д. 10).
"данные изъяты" Заидулина С.Э. обратилась к главе города Симферополя с заявлением о постановке на внеочередное получение жилья в соответствии с действующим законодательством.
"данные изъяты" директором КРПТУЗ "СВПУСиД" "данные изъяты" подано ходатайство главе Симферопольского городского совета исполнительного комитета, в котором она просит поставить на квартирный учет учащуюся Заидулину С.Э, "данные изъяты" г.р, которая относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, указывая, что в настоящее время Заидулина С.Э. обучается в училище и проживает в ученическом общежитии, в июне 2011 года заканчивается полный курс обучения.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от "данные изъяты" Заидулина С.Э. включена в список на внеочередное получение жилья. По состоянию на "данные изъяты" Заидулина С.Э. находится под номером "данные изъяты".
Согласно справке с места проживания Заидулина С.Э, временно "данные изъяты" года) прописана в общежитии по адресу: г "данные изъяты". койко - место, которое состоит из 1 комнаты, жилой площадью "данные изъяты" кв.м, на "данные изъяты" этаже "данные изъяты"-х этажного дома. В комнате проживают два человека.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; - по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; - по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014г. N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Постановлением Совета Министров Республики "данные изъяты" утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается Законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).
С момента обращения Заидулиной С.Э. с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав Заидулиной С.Э, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований об обязании Администрации города Симферополя Республики Крым по восстановлению нарушенных прав Заидулиной С.Э, по получению жилого помещения.
В апелляционной жалобе не приведены основания для отмены решения суда, а все доводы жалобы о его незаконности сводятся к описанию порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц, выделения денежных средств для этих целей и взаимоотношениям органов местного самоуправления, изложению обстоятельств дела, их переоценке, однако указанное не влечет отмены решения суда в апелляционном порядке. Такими основаниями являются нарушения в применении норм материального или процессуального права, чего допущено судом не было. В силу этого судебная коллегия не находит оснований для оценки таких доводов, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует финансирование на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, и соглашение между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенций, не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установилих полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановилрешение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от "данные изъяты" года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.