Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: Аврамиди Т.С,
судей: Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре: Евдокимовой А.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Березиной Ирины Владимировны к Государ-ственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным действий в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, понуждении к выполнению определенных действий,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное)
на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2017 года,
установила:
22 мая 2017 года Березина И.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ей решением УПФР в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 18.11.2016 года N 239 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности. Полагает необосно-ванным такое решение ответчика. С учетом уточненных исковых требований от 4.10.2017 г. просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначения пенсии периоды работы с 16.06.1993 года по 28.02.1994 года; с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 13.02.2005 года; с 15.03.2005 года по 31.12.2009 года на должности "данные изъяты" а также включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2005 года по 14.03.2005 года; с 01.02.2010 года по 26.02.2010 года; с 02.02.2015 года по 02.03.2015 года; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения к ответчику.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2017 года исковые требования Березиной И.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение Управление Пен-сионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Респу-блике Крым (межрайонное) просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что нет оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Березиной И.В. спорных периодов, ссылаясь на те же основания, что были указаны в решении УПФ РФ в Симферо-польском районе Республики Крым от 18.11.2016 года, которое является предметом обжалования в суде.
В возражениях на апелляционную жалобу Березина И.В. просила оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Выслушав судью-докладчика, пояснения Березиной И.В, проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществля-вшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. вклю-чительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Ми-нистров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Поста-новлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
В силу пункта 5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в кален-дарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 31.08.2016 года истец Березина И.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д.37-39), на что получила отказ в досрочном начислении пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы. Не включены в специаль-ный стаж периоды работы истца: с 16.06.1993 года по 28.02.1994 года; с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 13.02.2005 года; с 15.03.2005 года по 31.12.2009 года на должности "данные изъяты"; а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.02.2005 года по 14.03.2005 года; с 01.02.2010 года по 26.02.2010 года; с 02.02.2015 года по 02.03.2015 года (л.д.33-36).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж Березиной И.В. спорных периодов ее работы, дающих право на досрочное назначение ей трудовой пенсии, поскольку в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение то обстоятельство, что в оспариваемые ответчиком периоды времени истица, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной прика-зом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года N 395, предусмотрено, что здравпункт (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразде-лениям учреждений здравоохранения или предприятий промышленности строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года и п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подраз-делений предусмотренных ст.ст. 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (ст. 39 Конституции РФ), в связи с чем, в силу ст.ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
Должность "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом" относится к среднему медицинскому персоналу, что подтверждается Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденным приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 года N 1000. Согласно Положению, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, на который возлагается оказание населению довра-чебной медицинской помощи, своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача, организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны, проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания, на него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров. Фельдшерско-акушерский пункт возглавляет заведующий.
Приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 N 566 утверждено Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, согласно которому на должность заведующего фельдшерско - акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее меди-цинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера и фельдшера-акушерки. Заведующий несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, составляет план работы, руководит работой персонала, оказывает довра-чебную медицинскую помощь населению на территории деятельности пункта, в этих целях ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, своевременно направляет больных в соответствующее лечебное учреждение, выполняет врачебные назначения, участвует в диспансеризации населения, проводит простейшие лабораторные исследования, профилактические прививки, лечебный массаж, противоэпидемические мероприятия и т.п.
Приказом Минздрава СССР N 900 от 26.09.1978 утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, в которых установлены должности заведующего (фельдшер, акушерка, медицинская сестра), средний медицинский персонал (акушерка, патронажная медицинская сестра).
Согласно Положению о фельдшерском здравпункте Приложение N 5 к приказу Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 года N 130 фельдшерский здравпункт - структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся учебных заведений. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: оказание первой доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности. Осуществляет первичную доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях, организует транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения; направляют больных на консультации и лечение в лечебно-профилактические учреждения; проводят лечебные и реабилитационные мероприятия в соответствии с назначением врача и т.д.
Судом установлено, что в должности "данные изъяты" истец занималась деятельностью по охране здоровья, что также усматривается из представленной суду штатно-должностной инструкции "данные изъяты" (л.д.73-76), поэтому пришел к обоснованному выводу о том, что периоды работы истца с 16.06.1993 года по 28.02.1994 года; с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года; с 01.01.2002 года по 13.02.2005 года; с 15.03.2005 года по 31.12.2009 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Разрешая спор о зачете в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд обоснованно исходил из того, что необходимость такой учебы обуславливало возможность продолжения ею трудовой деятельности, на время учебы за истцом сохранялся заработок и рабочее место.
В соответствии с действовавшими в спорный период ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", а также ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По смыслу Конвенции Международной организации Труда от 24.06.1974 N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", ратификация которой состоялась 27.05.2014, период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в соответствующих Списках и Перечнях, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации обосновано включены судом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.
С учетом того, что на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ее специальный стаж с учетом включения оспариваемых периодов составил более 25 лет, суд первой инстанции правомерно признал за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения к ответчику 31.08.2016 г, и возложил обязанность на ответчика назначить трудовую пенсию по старости с указанной даты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции решение постановлено с соблюдением норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что проверенное в рамках доводов жалобы ответчика судебное решение не содержит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, безусловно влекущих за собой отмену или изменение решения, поэтому оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Граж-данского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 октября 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.