Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Гоцкалюка В.Д,
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Белогусева Романа Гавриловича на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 5 декабря 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Белогусева Романа Гавриловича к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска, третье лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
Установила:
Белогусев Р.Г. обратился в суд иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска, о признании незаконным отказа о выплате денежной выплаты как ветерану труда, обязании совершить определенные действия назначении и выплате одновременно мер социальной поддержки.
Свои исковые требования мотивирует тем, что он является пенсионером МВД, инвалидом 3 группы, и с 18.05.2017 ему присвоен статус "Ветеран труда", выдано удостоверение ветерана труда, а следовательно он имеет право на выплату меры социальной поддержки предусмотренные статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", Закона Республики Крым от 17.12.2014 N35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", Постановления Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N574 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты", в том числе на социальную поддержку в виде ежемесячной денежной выплаты. Кроме того, он является получателем пенсии как пенсионер МВД, получает денежную выплату как инвалид 3 группы, а также пользуется льготой - 50% оплаты коммунальных платежей.
05.09.2017, 13.09.2017, 23.09.2017 Белогусев Р.Г. обратился к УТСЗН администрации г.Красноперекопска с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, в удовлетворении которого ему было отказано с указанием на то, что лицам, имеющим право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований.
Просил признать данные отказы незаконными и обязать УТСЗН администрации г.Красноперекопска с 18.05.2017 назначить и выплатить ежемесячные денежные выплаты как ветерану труда.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 14.11.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ГУ-УПФ в Красноперекопском районе (межрайонное).
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 5 декабря 2016 года исковые требования Белогусева Р.Г. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Белогусев Р.Г. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным, по основаниям указанным в исковых требованиях.
На заседание судебной коллегии представитель ГУ-УПФ в Красноперекопском районе (межрайонное) не явился, извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, с учетом мнения участвующего в деле истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Заслушав докладчика, истца Белогусева Р.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Райцина А.Е, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии, оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.
По результатам изучения содержания указанных выше положений Закона N 6-ФКЗ можно сделать вывод о том, что при изменении порядка и условий реализации льгот, которые были предоставлены гражданам и лицам до 21.02.2014 г, после вступления Республики Крым в состав Российской Федерации объем и условия их предоставления не могут быть соответственно уменьшены либо ухудшены. При этом дополнительного подтверждения права на предоставление таких льгот не требуется.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Белогусев Р.Г. до 18.03.2014, как пенсионер МВД пользовался субсидией по оплате коммунальных платежей, право на которое имел по состоянию на 31 декабря 2014 года, в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, являясь пенсионером МВД.
Белогусев Р.Г. в настоящий момент продолжает получать пенсию как пенсионер МВД и состоит на учете в УТСЗН администрации г.Красноперекопска как "Ветеран военной службы, ветераны органов внутренних дел, ветеран налоговой милиции, ветераны государственной пожарной охраны, ветераны Государственной уголовно- исполнительной службы Украины, ветераны службы гражданской защиты, ветераны Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины", являясь с 01.01.2015 года получателем социальной помощи "Ежемесячной скидки?...
Социальная помощь в соответствии с Законом Республики Крым установлена ему с 25 января 2015 года на основании его заявления, поданного в департамент от 16.01.2015 г.(социальное дело лист 1).
Обращаясь в суд Белогусев Р.Г. ставил вопрос о незаконности отказа ему в назначении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, которым он является с 18.05.2017 г, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ).
Ссылаясь на статья 13 приведенного выше федерального закона, суд первой инстанции указал, что решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции судебная коллегия считает необходимым ответить, что выводы суда в указанной части законны и обоснованны.
Как верно указал суд первой инстанции, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10, статья 22 этого же закона).
С 1 января 2005 г. определение мер социальной поддержки ветеранов труда отнесено к ведению субъектов Российской Федерации (статья 22 того же федерального закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) с возложением на них соответствующих финансовых обязательств (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В Республике Крым меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 35-3PK "О мерах социальной поддержке отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" (далее ЗРК- 35/2014).
В апелляционной жалобе Белогусев Р.Г. ссылается на нарушение судом норм материального права указывая, что им не ставился вопрос о предоставлении ему меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Крым.
Однако судебная коллегия доводы апелляционной жалобы в указанной части находит не соответствующими действующему законодательству, регламентирующему указанные правоотношения, в связи с вышеизложенными нормами права.
Согласно п.2 ч.1 ст.2 ЗРК-З 5/2014 меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан: ветераны труда из числа лиц, указанных в части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона 12 января 1995 года N 5- ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст.4 ЗРК-З5 гражданам, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей; (п. 1 в ред. Закона Республики Крым от 30.03.2016 N 231 -ЗРК/2016)
преимущественное право на установку квартирных телефонов;
преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы (кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, в садоводческие товарищества);
льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым;
льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
Лицам, не относящимся к категориям граждан, указанных пунктах 2 и 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, и получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а получающим пенсии или пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 настоящей статьи.
Порядок реализации ЗРК-З5/2014 в части установления и выплаты ежемесячной денежной выплаты установлен Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N574 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты".
Согласно ст.19 Постановления Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 года N574 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты" ежемесячная денежная выплата устанавливается в размерах, определенных законами Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-3PK/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым"; от 18 февраля 2016 года N218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий"; от 30 марта 2016 года N 232-3PK/2016 "О ветеранах труда Республики Крым".
Согласно ст.9 3PK-35/2014 при наличии у гражданина права на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Согласно ст.6 ч.2 232-3PK/2016 "О ветеранах труда Республики Крым" при наличии у ветеранов труда Республики Крым права на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по его выбору.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при наличии у гражданина права на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе правовыми актами Республики Крым социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Поскольку Белогусев Р.Г. состоит на учете в ГУ-УПФ в Красноперекопском районе (межрайонное) как получатель ежемесячной денежной выплаты с 09.03.2017 назначенной в соответствии с ФЗ-181 от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" по п.1 ст.28.1 ФЗ-181 и является получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид 3 группы по федеральному закону, его требования к УТСЗН администрации г.Красноперекопска об обязании назначить и выплатить ему ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с 18.05.2017 по закону субъекта федерации, противоречат ст.9 ЗРК-З5/2014, ст.6 ч.2 3PK-232/2016.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 5 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белогусева Р.Г. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.