Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Гоцкалюка В.Д.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 8 ноября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Кулакова Александра Петровича к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третье лицо - Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым о признании незаконным действия, отмене решения, понуждении присвоить статус "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Кулаков А.П. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым. Свои требования мотивирует тем, что в 2016 г. он обратился в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением о присвоении статуса "Ветеран труда". Его документы были направлены в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Крым. Согласно письма из ДТСЗН Бахчисарайского района, ему отказано в присвоении указанного статуса. Считает, что отказ в присвоении статуса "Ветеран труда" противоречит закону и подлежит признанию незаконным. Он беспрерывно служил в органах внутренних дел 21 год и 29 дней, награжден медалью за безупречную службу. На основании изложенного истец просит признать незаконным действие и отменить приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым в части отказа в присвоении ему звания "Ветеран труда"; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым присвоить ему звание "Ветеран труда".
Определением Центрального районного суда города Симферополя от 12.10.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 ноября 2017 года исковые требования Кулакова А.П. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Основные доводы апелляционной жалобы схожи с доводами указанными в возражениях на исковое заявление.
В качестве доводов апеллянт указал, что в представленных истцом документах отсутствовал документ, подтверждающий награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерацией либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики, что послужило основанием для принятия Министерством решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда". Кроме того, согласно с. 19 ч.1 ст. 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от оплаты государственной пошлины.
Заслушав докладчика, представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Коробчук И.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица - Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым Хоботову И.В, также полагавшую жалобу подлежащей удовлетворению, Кулакова А.П. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Кулаков А.П. на основании приказа Министра внутренних дел УССР от 12.10.1990 N 312 л/с награжден медалью "За безупречную службу III степени", что подтверждается удостоверением к медали (л.д. 32), при этом, выслуга истца Кулакова А.П. на день назначения пенсии составляет в календарном исчислении 23 года 11 мес. 05 дней (л.д.52).
В 2016 году истец Кулаков А.П. обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему знания "Ветеран труда".
Ответчиком в присвоение звания "Ветеран труда" истцу отказано по тем основаниям, что отсутствует документ подтверждающий награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде на основании абзаца 4, п.2, ст.4 Закона N12-ЗРК/2014.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона "О ветеранах", Закона Республики Крым N 12-ЗРК от 27.11.2014 года "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кулакова А.П.
Данный вывод суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 1.1 ст. 2 Закона Республики Крым N 12-ЗРК от 27.11.2014 года "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 2 Закона Республики Крым N 12-ЗРК от 27.11.2014 года "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, почетные звания, почетные грамоты и благодарности, дипломы, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумом Верховного Совета СССР и Президиумом Верховного Совета РСФСР, Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, Верховным судом СССР, Прокуратурой СССР и Прокуратурой РСФСР, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР, РСФСР, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, Федерацией независимых профсоюзов России, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.
Согласно Закону Республики Крым от 26.10.2016 года N 295-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Приказом МВД СССР от 19.03.1979 г. N 92 утверждена ведомственная медаль "За безупречную службу" I, II и III степени для награждения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Положением о медалях от 19 марта 1979 г. установлено, что медаль "За безупречную службу" являлась ведомственной наградой МВД СССР, которой награждались сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск, безупречно прослуживших 10, 15 и 20 лет.
В соответствии с Положением о медалях, утвержденным приказом МВД СССР от 19 марта 1979 г. N 92 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МВД СССР от 24 апреля 1989 г.), награждение медалью "За безупречную службу" производилось Министром внутренних дел СССР и министрами внутренних дел союзных республик, а вручение награды осуществлялось руководителями органов внутренних дел, учреждений, учебных заведений, командованием воинских частей и соединений по месту службы награжденных.
Судом установлено, что в соответствии с правовыми нормами указанными выше, Министерство внутренних дел УССР применило в отношении истца меры поощрения и наградило Кулакова А.П. за отличие в труде в соответствии с его профессиональной деятельностью, то есть истец награжден ведомственным знаком отличия в труде, что подтверждается медалью и удостоверением к медали, выданными истцу.
На основании приказа Министра внутренних дел УССР от 12.10.1990 N 312 л/с Кулаков А.П. награжден медалью "За безупречную службу III степени", что подтверждается удостоверением к медали (л.д. 32).
В соответствии с п. 4 ст. 7 вышеназванного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, при разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", которая к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа. Аналогичное требование для присвоения звания "Ветеран труда" содержится и в п. 1.1 ст. 2 Закона Республики Крым N 12-ЗРК от 27.11.2014 года "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Установив, что истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца Кулакова А.П. права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему такого звания.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку в них излагается ошибочное толкование ответчиком требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также содержится иная оценка обстоятельств спора, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Доводы ответчика относительно того, что награждение медалью необоснованно, так как истцом не выработан стаж в размере 10 лет, также не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Действующее законодательство на момент награждения истца медалью, предусматривало ряд положений, в том числе и учет специального стажа, в который в соответствии с нормами права включались иные периоды приравненные к службе в органах МВД СССР,
Кроме того, ответчиков в доказательства своих возражений не представлены материалы, содержащие сведения о незаконности награждения Кулакова А.П, либо получения данной медали иным способом. Не представлено доказательств того, что исправления, имеющиеся в удостоверении к медали, выполнены истцом и ставят под сомнение подлинность выдачи, указанного удостоверения.
Отказывая в присвоении истцу звания "Ветеран труда", ответчиком фактически ставится под сомнение вопрос законности награждения истца указанным знаком и незаконности действий должностных лиц принявших решение о награждении, что не находится в компетенции ответчика.
Доводы о том, что отсутствуют в архивах сведения о приказах, также не может ставить под сомнение действия истца и законность получения награды в 1990 году.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда законными и соответствующими нормам материального и процессуального права, а доводы изложенные в жалобе, не нашедшими своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части взыскания с Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в пользу истца уплаченной государственной пошлины, постановленное на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в частности, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании пункта 1.1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым (в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым в том числе от 29.12.2017 N 742), Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенным к его ведению.
Из приведенного нормативного положения следует, что Министерство труда и социальной защиты Республики Крым является органом исполнительной власти, поэтому в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации данный орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
Между тем суд первой инстанции в нарушение подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при удовлетворении исковых требований Кулакова А.П. взыскал с Министерства труда и социального развития государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 ноября 2017 года отменить в части взыскания с Министерства труда и социальной защиты республики Крым государственной пошлины.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.