Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Синани А.М.
судей: Авериной Е.Г. и Подлесной И.А.
при секретаре: Чирко А.Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Талда Сергея Леонидовича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Талда Сергея Леонидовича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии с учетом размера средней заработной платы за определенный период, обязательстве повторно рассмотреть вопрос о перерасчете пенсии с учетом размера средней заработной платы за определенный период, третье лицо Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Республике Крым,
УСТАНОВИЛА:
Талда С.Л. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) указав, что по решению ГУ-УПФ РФ в г Феодосии Республики Крым в 2015 году истцу по достижению пенсионного возраста назначена пенсия без учета размера средней заработной платы за период с января 2009 года по декабрь 2013 года. В связи с чем, истец подал в ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым заявление о перерасчете пенсии на основании справки N 24 от 09.03.2016 г. о размере средней заработной платы, начисленной истцу за период с 2009 г. по 2013 г. Однако решением ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии от 24.03.2017 г. истцу отказано в данном перерасчете с указанием на то, что пенсия застрахованного лица, проживающего в Республике Крым, начисляется на основании положений Федеральных законов от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также с учетом трудового стажа и размеров средней заработной платы данного лица за период с 1996 г. по 2000 г. и повышающего коэффициента 1,2 Указанный отказ ответчика о перерасчете пенсии, по мнению истца является незаконным.
На основании изложенного просит признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым от 24.03.2017 года в перерасчете пенсии по старости с учетом размера средней заработной платы за период с 01.01.2009 по 31.12.2013 года; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Феодосии Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о перерасчете Талде С.Л. с 23.04.2015 года пенсии с учетом размера средней заработной платы Талды С.Л. за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2013г.
Определением Феодосийского городского суда от 31.10.2017 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Талда С.Л. отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Талда С.Л. подал апелляционную жалобу, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления. В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправомерно отказано в удовлетворении его требований. По мнению апеллянта, судом неверно установлены обстоятельства по делу, а именно тот факт, что истец непрерывно осуществлял трудовую деятельность в Автономной Республике Крым, в том числе в период с 2009 г. по 2013 г. и постоянно проживал на территории г. Феодосии. Судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что апеллянт не переезжал на территорию РФ. Кроме того, по мнению истца, судом не верно истолкованы нормы права и применен закон неподлежащий применению.
На указанную апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) поданы возражения, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, об уважительности причины неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не поступало. При указанных обстоятельствах, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, истца Талду С.Л. и его представителя Никонова Н.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Решением ГУ-УПФ РФ в г Феодосии Республики Крым истцу по достижению в 2015 году пенсионного возраста назначена пенсия без учета размера средней заработной платы за период с января 2009 года по декабрь 2013 года.
Истец подал в ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым заявление о перерасчете пенсии на основании справки N 24 от 09.03.2016 г. о размере средней заработной платы, начисленной истцу за период с 2009 г. по 2013 г.
Ответом ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым от 24.03.2017 года истцу сообщалось, что он является получателем пенсии по старости. С 01.01.2015 года пенсионное обеспечение в Республике Крым осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации и вступил в силу Федеральный закон N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях". По вопросу исчисления пенсии с учетом заработной платы за 2009-2013 года уже были предоставлены ответы с подробным разъяснением норм действующего законодательства в части применения данных о заработной плате при исчислении размера пенсии.
При этом, указано, что при исчислении пенсии учтена заработная плата за 60 календарных месяцев подряд за период с 01.09.1996 г. по 31.08.2001 г, коэффициент заработной платы составил 1,2, с ограничением, поскольку согласно ст. 30 п. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной платке в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Обращаясь в суд истец указал о предоставлении справки о заработной плате, которая должна быть принята пенсионным органом за 2009-2013 года, ссылаясь на международное соглашение.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд, установив, что реализация пенсионных прав граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя, с 1 января 2015 года обеспечивается в рамках российского законодательства с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" пришел к выводу о законности действий пенсионного органа.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательства Российской Федерации и об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ, с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому с момента вступления в силу данного Федерального закона, федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости пенсионного коэффициента (СПК).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого начинается страховая выплата по старости, индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого начинается страховая пенсия по старости, с учетом индексации.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года расчетный размер трудовой пенсии определяется из стажа и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 года по сведениям государственного (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выданных в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03. по 31.12.2014г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из анализа положений указанного закона усматривается, что действие последнего распространяется на лиц, признанных гражданами Российской федерации в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ(ред. от 31.12.2014) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", то есть граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия РК и города федерального значения Севастополя в состав РФ, и постоянно проживавших на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, а также на лиц, которым была назначена пенсия в соответствии с законодательством Украины.
Талда C.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 27.04.2015 года обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым с заявлением о назначении пенсии по возрасту.
Решением N 176720 от 12.05.2015 года ему была назначена пенсия с 23 апреля 2015 года в размере 13404,25руб. (в том числе надбавка на несовершеннолетнего ребенка, находящегося на иждивении в размере 1461,20 руб.)
В стаж работы истца, в соответствии с предоставленными документами, включены периоды начиная с 12.05.1976 года по 17.05.1978 года срочная служба по призыву в Армии, а с 21.06.1978 года по 31.12.2014 года трудовая деятельность. Периоды работы с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года, пенсионным органом учтены ему как страховые периоды в соответствии с Федеральным законом N 208-ФЗ, то есть для расчета пенсии, как жителю Республики Крым в качестве страховых взносов, ему был учтен фиксированный размер страховых взносов, установленный п.4 ст.5 Федерального закона N 208-ФЗ.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Истец за период трудовой деятельности до 31.12.2001 года, предоставил справки о заработной плате, за весь период трудовой деятельности, учтенной в трудовой стаж, в связи с чем, ответчиком отрабатывалась заработная плата за период с 1978 года по 2001 год. Коэффициент заработной платы, при расчете ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) учтен в максимально возможном размере 1,2.
Талда C.Л, является гражданином Российской Федерации, на которого распространяются льготы, установленные для жителей Республики Крым Федеральным Законом N 208-ФЗ от 21.07.2014 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Граждане Российской Федерации, на которых распространяются льготы, установленные для жителей Республики Крым Федеральным Законом N 208-ФЗ от 21.07.2014 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", не имеют страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Украины, действовавшем до 18 марта 2014 года в Крыму законом Украины N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" страховые взносы в Пенсионный фонд Украины за наемных работников, пропорционально их заработной плате начислялись и выплачивались работодателями. При этом на Украине действовала солидарная система пенсионного обеспечения, что означает, что реальных накоплений никто из граждан Украины не имеет. Страховые взносы выплаченные работодателем за работающих лиц, которые еще не получают пенсию, расходовались на выплату пений лицам которые в настоящее время являлись получателями пенсии. На лицевой счет в базу данных СПУС заносились цифры, на основании которых в соответствии с установленными формулами начисления пенсии начислялись пенсионные выплаты. Таким образом, граждане не имели какого-либо имущества и (или) денежных средств в Пенсионном фонде Украины. Законом устанавливалась только социальная гарантия и правила начисления пенсии.
В связи с тем, что страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации жители Республики Крым не имеют, с целью обеспечения их пенсионных прав, к жителям Республики Крым и г. Севастополя применяются льготы установленные ФЗ N 208 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя".
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 208 - ФЗ, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (то есть граждан Российской Федерации, получивших гражданство РФ по основаниям постоянного проживания по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N35496) для исчисления пенсии учитывается заработная плата за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г.
Периоды работы после 01.01.2002 не учитываются в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Вместе с тем, за указанные периоды учитываются страховые взносы, начисленные и уплаченные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФРФ), размещенные на индивидуальном лицевом счете пенсионеров, определяющие расчетный пенсионный капитал, из которого исчисляется размер страховой части трудовой пенсии.
На основании изложенного в соответствии, с действующим законодательством, для назначения пенсии и расчета индивидуального пенсионного коэффициента, за период стажа до введения персонифицированного учета требуется справка о заработной плате за 60 месяцев подряд. За период после введения персонифицированного учета справки о заработной плате не нужно, так как при начислении пенсии учитывается вся сумма страховых взносов по базе данных персонифицированного учета Российской Федерации, начиная с 01.01.2002 года. Для жителей Крыма, у которых сумма страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации до 01.01.2015 равна нулю, установлена льгота. Сумма страховых взносов за период с 01.01.2002 по год установлена в фиксированном размере.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на Соглашение от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" не может быть принята по следующим основаниям.
Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 3 Соглашения предусмотрено, что все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Статья 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Статья 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Таким образом, поскольку с 01.01.2015 года в Российской Федерации действует Федеральный Закон N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в соответствии с которым для начисления пенсии учитывается только страховой стаж, то есть периоды работы, за которые уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для лиц имеющих стаж за пределами Российской Федерации, в странах участниках соглашения может быть учтен только стаж до вступления в силу Соглашения, то есть по 13 марта 1992 года.
Более того, судебная коллегия считает необходимым отменить, что Талда С.Л. не является лицом прибывшим из страны участников Содружества, а является жителем Республики Крым на которого распространяются положения Федеральным Законом N 208-ФЗ от 21.07.2014 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в связи с чем ему установлен фиксированный размер страховых взносов для начисления пенсии.
Исходя из установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при начислении пенсии и пересчете, ответчиком не нарушались положения действующего пенсионного законодательства, как и не подтвердились факты нарушения прав и законных интересов истца в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Феодосийского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Талда Сергея Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.