Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Сокол В.С,
судей Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асанова Ленмара Наримановича к администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица Асанова Эльвина Сейрановна, Асанова Лилия Ленмаровна, о признании права на проживание, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
по апелляционной жалобе Асанова Ленмара Наримановича на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2017 года Асанов Л.Н. обратился в суд с указанным иском, в котором просил признать за ним, а также членами его семьи - супругой Асановой Э.С. и дочерью Асановой Л.Л. право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Крым, "адрес", обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма данного жилого помещения с указанием членов семьи Асановой Э.С. и Асановой Л.Л.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он с членами семьи с 1995 года постоянно проживают в спорной квартире, которая в соответствии с решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета народных депутатов Республики Крым от 09.12.1994 года признана отселенческим фондом отдела по делам депортированных граждан была предоставлена истцу на основании документа о вселении от 16.03.1995 года, выданного исполнительным комитетом Симферопольского городского совета.
За время проживания в квартире более 20 лет истец и его семья выполняют обязанности нанимателей: несут бремя расходов по содержанию жилого помещения, оплачивают коммунальные услуги, квартплату, осуществляют ремонтные работы, спорная квартира является единственным местом их жительства, поставлено на кадастровый учет с привслением кадастрового номера "данные изъяты".
Регистрация Асанова Л.Н. и членов семьи по иному адресу - "адрес"(база ЖЭО "адрес"), проводилась в рамках мер социальной поддержки депортированных граждан по письменному ходатайству Отдела по делам депортированных граждан.
Письмом от 31.03.2017 года ответчик отказался заключать с истцом договор социального найма спорного жилого помещения, ссылаясь на отсутствие решения о его предоставлении.
Считая такой отказ незаконным, нарушающим его жилищные права, Асанов Л.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Асанов Л.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Указывает, что суд не дал надлежащей правовой оценки доводам истца и представленным в дело доказательствам, неправильно применил положения ст. 92 ЖК РФ и пришел к голословному выводу об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду, что привело к принятию незаконного решения.
Кроме того, украинское жилищное законодательство на момент возникновения спорных правоотношений не предусматривало такого вида жилищного фонда как отселенческий (маневренный) жилой фонд, следовательно, к спорному жилому помещению должен быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Также суд не учел, что спорное жилое помещение находится в ведении органа местного самоуправления и согласно п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, Закона РК от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции от 30.03.2017) относится к муниципальному жилищному фонду.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец Асанов Л.Н, третьи лица Асанова Э.С, Асанова Л.Л. в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителя истца Понамаревой Н.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Малиновской А.В, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого судом решения.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов Республики Крым N 1819 от 09.12.1994 года на основании решения данного органа N 820 от 10.06.1994 года квартира N "адрес" в г. Симферополе признана отселенческим фондом отдела по делам депортированных граждан, на который возложена обязанность произвести заселении квартиры в установленном порядке.
На основании данного решения согласно распоряжения заведующего отделом по учету и распределению жилой площади исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 16.03.1995 года N 366 на имя начальника ЖЭУ N 1 Железнодорожного района семья Асанова Л.Н. в составе трех человек подлежала вселению в квартиру N "адрес" г. Симферополя.
Из письма филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Симферополь от 25.11.2015 года N 15/18549 следует, что право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано.
10.12.2015 года спорная квартира поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты".
Доводы истца о проживании с супругой Асановой Э.С. и дочерью Асановой Л.Л. с 1995 года в спорном жилом помещении ответчиком не оспариваются и подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств: копиями справок ЖЭУ N и ЖЭУ N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, договоров Асанова Л. Н. с ресурсоснабжающими организациями, счетов на оплату за электроэнергию, расчетных книжек по оплате за электроэнергию, лицевого счета N.0 на спорную квартиру на имя истца Асанова Л.Н. с указанием членов его семьи и регистрации по "адрес", домовой книги по "адрес".
Справками МУП МО городской округ Симферополь Республики Крым "Железнодорожный жилсервис" о регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Асанов Л.Н. с членами семьи женой Асановой Э.С. и дочерью Асановой Л.Л. зарегистрированы на постоянной основе в "адрес" с 02.04.1996 года с проживанием по "адрес".
03.03.2017 года истец обратился в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", письмом ответчика от 31.03.2017 года N "данные изъяты" Асанову Л.Н. отказано в предоставлении муниципальной услуги - заключение договора социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу в связи с не предоставлением решения о выделении данного жилого помещения. Разъяснено, что наличие отказа не препятствует повторному обращению с учетом устранения причин и условий, повлекших отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно писем отдела по межнациональным отношениям Администрации города Симферополя Республики Крым от 15.08.2017 года N и от 12.01.2018 года N спорная квартира в соответствии с решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 09.12.1994 года N 1819 признана отселенческим фондом отдела по делам депортированных граждан и в 1994 году предоставлена для временного проживания семье Асанова Л.Н, который состоит на отдельном квартирном учете депортированных граждан в администрации города Симферополя с 27.06.2006 года в списке общей очереди составом семьи 4 человека, включая жену Асанову Э.С, дочь Асанову Л.Л. и сына Асанова Т.Л.04.06.2010 года рождения, по состоянию на 31.07.2017 года номер очереди Асанова Л.Н. - 991,по состоянию на 11.01.2018 года -759.
На период вселения истца в спорную квартиру на территории Республики Крым действовал Жилищный Кодекс УССР 1983 года, который не предусматривал жилищный фонд специального назначения как отселенческий (маневренный).
Отсутствие у спорного жилого помещения статуса специализированного (маневренного) жилого фонда на период возникновения спорных правоотношений подтверждается письмом МКУ Департамент развития муниципальной собственности от 29.08.2017 года N об отсутствии в реестре муниципального имущества объекта недвижимого имущества- "адрес" по адресу Республика Крым, "адрес".
Согласно выписке Госкомитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым "адрес" в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. имеет назначение жилого помещения, поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты", сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования отсутствуют.
Положение об отселенческом фонде управления по вопросам межнациональных отношений и депортированных граждан было утверждено зам. городского головы 16.12.1999 года и предусматривало, что отселенческий фонд предназначен для предоставления временного жилья депортированным гражданам, состоящим на квартирном учете или имеющим земельные участки и ведущим строительство жилого дома, основанием для предоставления временного жилья является решение комиссии, для вселения - временный ордер, выданный управлением по вопросам межнациональных отношений и депортированных граждан.
В соответствии с решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым N 412 от 09.02.2007 года " О представлении прокурора г. Симферополя от 25.12.06 г. N 4800вх\06 "Об устранении нарушений жилищного законодательства Украины, причин этих нарушений и способствующих им условий", исполком Симферопольского городского Совета решениями от 10.06.1994 N 820 "О ходе выполнения Постановлений Совета Министров Крыма от 05.06.1992 N 143 "О возвращении и обустройстве крымских татар в 1992-1995 годах", от 21.07.1992 N 171 "О расселении возвращающихся в Крым депортированных армян, болгар, греков и немцев", от 12.02.1999 N 141 "О мерах по решению политико-правовых, социально-экономических и этнических проблем в г. Симферополе", от 22.11.2002 N 1822 "О ходе выполнения решения 21-й сессии городского совета 23 созыва от 21.06.2001 N 344 "О мерах по обустройству, разрешению правовых, социально-культурных проблем ранее депортированных граждан в г. Симферополе" установилисполкомам Центрального, Киевского, Железнодорожного районов г. Симферополя передавать от 25 % до 75% освобождаемого неблагоустроенного жилого фонда под отселенческий фонд отдела по делам депортированных граждан для временного проживания депортированных граждан. Решения по отселенческому фонду принимались исполкомом городского совета для разрешения социально-бытовых вопросов возвращающихся депортированных граждан и принимаются меры по приведению жилья, предоставляемого для временного проживания, в соответствие с требованиями Жилищного Кодекса Украины, поэтапной ликвидации отселенческого фонда путем передачи под восстановление неблагоустроенных квартир за счет собственных средств граждан, проживающих в них и состоящих на квартирном учете, и далее отмены статуса отселенческого фонда.
В приложенном к данному решению списку квартир со статусом отселенческого фонда управления по вопросам межнациональных отношений и депортированных граждан Симферопольского городского совета для временного проживания депортированных граждан указана спорная квартира.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ч.1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жило го помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из указанных правовых норм, к юридически значимым обстоятельствам следует отнести установление того, на каком праве истцу была предоставлена спорная квартира, какова правовая природа отношений фактически сложившихся между сторонами в связи с использованием истцом спорного жилого помещения для проживания.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и представленные письменные доказательства, судебная коллегия пришла к убеждению, что вышеуказанная квартира была предоставлена семье истца из государственного жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Несмотря на то, что квартира была предоставлена Асанову Л.Н. с семьей для временного проживания как нуждающимся в улучшении жилищных условий до получения постоянного жилья, орган местного самоуправления с момента фактического вселения в 1995 году законность проживания в квартире истца и его семьи не оспаривал, сложившиеся на протяжении более 20 лет отношения между истцом и органом местного самоуправления, учитывая положения ст. 60 ЖК РФ, основаны на договоре найма жилого помещения.
В связи с этим, заявленные Асановым Л.Н. требования о признании за ним и членами его семьи права на проживание в спорной квартире N "данные изъяты" по адресу "адрес", которое никем не оспаривается и судебной защите не подлежит, не могут быть удовлетворены.
Как следует из положений пунктов 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Материалами дела достоверно подтверждено, что стороны совершили совокупность взаимных действий, свидетельствующих о фактическом заключении и исполнении договора социального найма и несмотря на отсутствие его юридического оформления, совершение указанных действий повлекло за собой определенные правовые последствия.
Регистрация истца по месту жительства в других помещениях, сама по себе без реального проживания не препятствует признанию права пользования на иное жилое помещение, если между собственником и пользователем помещения с согласия последнего возникли фактические отношения по договору найма (Определение ВС РФ от 27 января 2015 г. N 5-КГ14-167).
Отсутствие регистрации Асанова Л.Н и членов его семьи по месту его фактического проживания в связи с исполнением действующего на тот период в Украине законодательства о мерах социальной поддержки депортированных граждан, особенностями правового регулирования заселения таких граждан в жилые помещения, не могут служить основанием ограничения жилищных прав истца и не является юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего гражданского дела, при сложившихся правоотношениях речь идет не о предоставлении истцу жилого помещения, а о закреплении за ним уже ранее предоставленной уполномоченным органом квартиры.
Отсутствие в действующем законодательстве Украины на момент вселения истца в спорную квартиру самого понятия как отселенческий (маневренный) жилой фонд и его правового регулирования наряду с установленными по делу обстоятельствами подтверждает ошибочность вывода суда первой инстанции о необоснованности заявленного иска.
Администрация города Симферополя Республики Крым является функциональным правопреемником Совета народных депутатов города Симферополя Республики Крым.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относятся, в частности, обеспечение граждан, проживающих в поселении (городском округе) жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (часть 2).
Таким образом, заключение договора социального найма, о чем ставится вопрос в исковом заявлении Асанова Л.Н, по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию предоставленного жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, принятое судом первой инстанции решения нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в соответствии с пунктами 1,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ и принятии нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Асанова Л.Н.в части понуждения администрации города Симферополя Республики Крым к заключению с истцом с учетом членов его семьи договора социального найма вышеуказанной квартиры.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 сентября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Асанова Ленмара Наримановича удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Симферополя Республики Крым заключить с Асановым Ленмаром Наримановичем договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, "адрес", с указанием в договоре в качестве членов семьи супруги Асановой Эльвины Сейрановны и дочери Асановой Лилии Ленмаровны.
В остальной части исковых требований Асанова Ленмара Наримановича отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.