Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи:
Аврамиди Т.С,
судей:
Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре:
Гаран О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску Бекировой Тамиллы Талиповны к Администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права на завершение оформления права на земельный участок в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым
на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 октября 2017 года,
установила:
06.06.2017 года Бекирова Т.Т. обратилась в суд с указанным иском, в котором просила признать за ней право на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: район "адрес", площадью 594?9 кв.м, кадастровый N, в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что 26.09.2013 года решением 68 сессии VI созыва Симферопольского городского совета ФИО1 было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с целевым использованием для строительства и обслуживания жилого дома. По заказу ФИО1 землеустроителем был составлен кадастро-вый план земельного участка, однако завершить оформление права собственности на земельный участок ФИО1 не успела, поскольку ДД.ММ.ГГГГ умерла. Истица является единственным наследником умершей. Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 11.03.2015 года был установлен факт родственных отношений между ФИО2 и ее матерью ФИО1 (наследодателем). В установленном законом порядке истица приняла наследство, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Согласно постановления от 19.05.2017 года истцу было отказано в совершении нотариального действия, ввиду того, что отсутствуют документы, подтверждающие право собствен-ности умершей на спорный земельный участок. Истица полагает, что у нее возникло имущественное право, которое не исключено из наследственной массы. При этом, в связи с тем, что оформление права на земельный участок при жизни умершей завершено не было, к истице по решению суда может перейти право на завершение оформления прав на спорный земельный участок.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 октября 2017 года исковые требования удовлетворены. Признано за Бекировой Т.Т. право на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 594?9 кв.м, кадастровый N, в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции дана неверная оценка обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Апеллянт указывает, что согласно Закона Республики Крым от 30.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 30.07.2014 года N 38-ЗРК определен порядок завершения оформления права на земельные участки начатого до принятия ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ, однако указанными правовыми нормами не предусмотрен переход данного права в порядке наследования.
В возражениях на апелляционную жалобу Бекирова Т.Т. указывает, что на момент смерти ФИО1 имела право на завершение процедуры получения и оформления права на спорный земельный участок, что по ее мнению является имущественным правом наследодателя и в соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации данное имущественное право входит в состав наследственной массы.
Заслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что право ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на завершение оформления в собственность земельного участка, площадью 594 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" перешло к его наследнику - истцу по делу, что стало основанием для удовлетворения иска.
С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 26 сентября 2013 года решением 68 сессии VI созыва Симферопольского городского совета ФИО1 было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0594 га, расположенного по адресу: "адрес", с целевым использованием для строительства и обслуживания жилого дома.
В соответствии с межевым планом, выполненным ООО "Визир", был составлен кадастровый паспорт 14 марта 2016 года и присвоен кадастровый N.
При предоставлении ФИО1 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка, данные правоотношения регулировались законодательством Украины, в частности Земельным кодексом Украины, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" согласно которых передача земельных участков в собственность граждан для строительства и обслуживания жилых домов относилась к компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса Украины гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и гаражного строительства.
Согласно статьи 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, определен порядок бесплатной приватизации гражданами земельных участков. Так граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка, из земель государственной и коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и построек (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, полномочия которого определены статьей 122 этого Кодекса.
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, имеющий полномочия по передаче земельных участков государственной или коммунальной собственности, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Проект землеустройства по отведению земельного участка разрабатывается гражданами и должен быть согласован в установленном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины порядке. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отведению земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность. Согласно статьи 118 Земельного кодекса Украины, в случае получения отказа в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения данные вопросы подлежат разрешению в судебном порядке.
При жизни ФИО1 было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, однако согласованный проект землеустройства по отведению земельного участка в компетентный орган для утверждения не предоставлялся.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. Единственным наследником после ее смерти является Бекирова Тамилла Талиповна.
19 мая 2017 года нотариусом Симферопольского районного нотариаль-ного округа ФИО2 было вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на оставшееся после смерти ФИО1 наследственное имущество, состоящее из спорного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", по тем основаниям, что из представленных Бекировой Т.Т. документов усматривается, что при жизни наследодателя, право собственности на спорный земельный участок за ней не было зарегистрировано, в соответствии с действующим законодательством (л.д. 17-19).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура оформления земельного участка была начата наследодателем и не была завершена в виду объективных причин, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии у истца как наследника первой очереди в порядке наследования после смерти ФИО1 права на завершение оформления в собственность земельного участка, в отношении которого принято решение Симферопольским городским советом АРК от 26.09.2013 года N 815.
Однако, судебная коллегия не может полностью согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
18.03.2014 г. Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21.03.2014 г. Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно ст. 12 Закона N 6-ФКЗ, на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижи-мости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федераль-ного конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В данном случае таким документом является решение 68 сессии VI созыва Симферопольского городского совета, которым ФИО1 было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с целевым использованием для строительства и обслуживания жилого дома.
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 13 Закона от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК предусмотрены правовые основания завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 г. и действовавших на эту дату.
Из анализа положений Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-ЗРК и разработанного для реализации его положений Порядка, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N 313, следует, что правовые основания завершения оформле-ния права на земельные участки установлены в отношении тех лиц, которым до принятия Федерального конституционного закона решениями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти было дано разрешение на разработку документации по землеустройству и действо-вавших на 21.03.2014 г.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО1 при жизни возникло право на получение земельного участка, расположенного адресу: "адрес", однако возможность наследования данного права действующим законодательством не предусмотрена, поскольку гарантированное законо-дательством Украины право на приватизацию земельного участка являлось личным правом гражданина и наследованию не подлежало.
При жизни ФИО1 право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями, которые установлены пунктами 5-7 Порядка не реализовала. Право на подачу в уполномоченный орган в соответствии с Порядком заявления о предоставлении земельного участка, являлось личным неиму-щественным правом ФИО1, неразрывно связанным с ее личностью, носит исключительно субъективный характер, при жизни наследодателем не было реализовано, в связи с чем, это право не подлежало включению в состав наследственного имущества, и, соответственно, не могло перейти в порядке наследования к истице.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 октября 2017 года, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска Бекировой Тамиллы Талиповны, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.