Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н. В,
судей Корсаковой Ю.М, Пономаренко А.В,
при секретаре Шкуренко А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казьмина Виктора Алексеевича к государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на пенсию, понуждении к назначению страховой пенсии,
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
в апреле 2016 года Казьмин В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым (далее по тексту-ГУ УПФ РФ в г. Ялте), в котором, уточнив свои требования, просил признать его конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и его конституционную гарантию; признать военный билет документом, удостоверяющим его личность и возраст солдата (рядового),проходившего военную службу по призыву; обязать ответчика принять у него документы для назначения пенсии; назначить пенсию и выплачивать ее по имеющимся документам, удостоверяющим личность, возраст, место жительства и гражданство; признать незаконным и отменить решение ответчика N от 28.03 2016 года об отказе в назначении страховой пенсии; считать датой подачи документов в пенсионный фонд для назначения пенсии 21.12.2015 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в силу религиозных убеждений Казьмин В.А. паспорт гражданина РФ не получил, однако предоставил ответчику для назначения страховой пенсии все необходимые документы, из которых возможно достоверно установить его личность, гражданство, возраст и место жительства: паспорт гражданина Украины, военный билет, свидетельство об удостоверении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, справку органов ФМС, в связи с чем отказ ГУ УПФ РФ в г. Ялте в назначении истцу пенсии N от 28.03.2016 года в связи с не предоставлением паспорта гражданина РФ как документа, подтверждающего личность, является незаконным и противоречит Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 года.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Ялте N 34 от 28 марта 2016 года; возложено на данный орган возложена обязанность рассмотреть вопрос о назначении Казьмину В.А. страховой пенсии по возрасту на основании поданного им заявления 21.12. 2015 года и предъявленных документов, удостоверяющих его личность, возраст, место жительства и гражданство.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Ялте просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований Казьмина В.А. и принять в данной части новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Ответчик указывает, что суд проигнорировал законодательные нормы, регулирующие спорные правоотношения, не учел доводы представителя пенсионного органа, не дал надлежащей правовой оценки представленным в дело доказательствам и принял неправильное решение в обжалуемой части, которое подлежит отмене.
В остальной части решение суда не обжалуется и не пересматривается апелляционным судом.
На апелляционную жалобу истцом поданы письменные возражения, в которых он просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2016 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ УПФ РФ в г. Ялте - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Крым от 06 декабря 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 ноября 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в ином составе судей.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Ялте Татаринцева Д.В, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против апелляционной жалобы истца Казьмина В.А, и его представителя Абдуллина М.И, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемой части решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконным решения ГУ УПФ РФ в г. Ялте N от 28.03.2016 года и возлагая на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о назначении Казьмину В.А. страховой пенсии по возрасту на основании поданного им заявления 21.12. 2015 года и предъявленных документов, удостоверяющих его личность, возраст, место жительства и гражданство, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у истца паспорта гражданина РФ, который он не получает по религиозным убеждениям, не может быть препятствием для реализации его конституционного права на пенсионное обеспечение, а предоставленные истцом пенсионному органу документы в своей совокупности, являются допустимыми документами, удостоверяющими его личность, возраст, место жительства и гражданство.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
Как усматривается из материалов дела, 21.12. 2015 г. Казьмин В.А. обратился с заявлением о назначении ему пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в г. Ялте, предоставив паспорт гражданина Украины, военный билет, справку отдела Федеральной миграционной службы, свидетельство об удостоверении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, трудовую книжку, справку о заработной плате.
Решением ответчика от 28.03 2016 г. N Казьмину В.А. отказано в назначении пенсии в связи с невозможностью удостоверить личность заявителя как гражданина РФ, а также установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года, на основании ст.ст. 8,21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст.ст. 1,2, 4 Федерального закона N 208- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь".
Считая решение незаконным и ограничивающим конституционные права на социальное обеспечение по возрасту, Казьмин В.А. обратился в настоящим иском.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400 - ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений ст. 21 Закона N 400- ФЗ установление и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Согласно ч.6 ст. 21 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 года N 958н был утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно абз. 1 п. 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В п. 53 Перечня указано, что документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, являются:
а) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом;
б) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, Министерством иностранных дел Российской Федерации, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации;
в) служебный паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации;
г) дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Министерством иностранных дел Российской Федерации;
д) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ
"О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации, как главу государства, решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).
Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
С учетом этого, в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина Российской Федерации.
В системном анализе вышеприведенных законоположений следует, что документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина РФ (в т.ч. служебный, дипломатический), либо временное удостоверение личности гражданина РФ, выданное территориальным органом ФМС.
18.03.2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21.03.2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со ст. 5 указанного Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение 1 месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
21.03. 2014 года ратифицирован Федеральный конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Исходя из изложенного, паспорт гражданина Украины не может подтверждать принадлежность лица к гражданству Российской Федерации, даже если такое лицо проживает на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.
Частью 1 ст. 42 названных Основ определено, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина.
Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 42 Основ).
В соответствии со ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус при принятии заявления о совершении нотариального действия по выдаче свидетельства выясняет причины, по которым возникла необходимость получения свидетельства об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке. Целью выдачи такого свидетельства не может быть удостоверение личности, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Таким образом, законодательство о нотариате не относит нотариуса к числу органов государственной власти Российской Федерации либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина и гражданство лица, что дает основание для вывода о том, что выданное нотариусом свидетельство об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность.
Тем самым, выдаваемое в соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина исходя из требований, предъявляемых к такому документу пенсионным законодательством, поскольку не удостоверяет личность гражданина, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей пенсионного обеспечения, в частности о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что предоставленные истцом документы для назначения пенсии являются допустимыми документами для удостоверения личности и гражданства лица, обратившегося за выплатой пенсии, являются ошибочными, основаны на неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным в части удовлетворения исковых требований Казьмина В.А, как принятое с нарушением норм материального права, повлиявшими на исход дела, что в силу п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что в удовлетворении иска в этой части следует отказать, поскольку пенсионному органу не представлены необходимые документы для реализации истцом своего права на пенсионное обеспечение и не выполнены требования законодательства относительно подтверждения возникшего права, в связи с чем законных оснований для признания незаконным решения ГУ УПФ РФ в г. Ялте от 28.03.2016 года N и понуждении к рассмотрению вопроса о назначении Казьмину В.А. пенсии согласно поданного 21.12.2015 года заявления и предъявленных документов не имеется.
Отказ в удовлетворении остальных требований не обжалован, оснований для проверки выводов суда в этой части не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года в части признания незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым N от 28 марта 2016 года и возложении на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым обязанности рассмотреть вопрос о назначении Казьмину Виктору Алексеевичу страховой пенсии по возрасту на основании поданного им заявления от 21 декабря 2015 года и представленных документов, удостоверяющих его личность, возраст, место жительства и гражданство, отменить.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Казьмина Виктора Алексеевича.
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года оставить без изменений.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.