Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голуб В.Г. к администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым Чёрной О.В. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Голуб В.Г. обратился в суд с административным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Массандровского поселкового совета от 25 декабря 2007 года N 12 Голуб В.Г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания индивидуального гаража, площадью 0,005 га, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" поселкового совета от 29 октября 2010 года продлён срок действия решения от 27 декабря 2007 года на один год. Административным истцом был заказан и разработан проект по отводу указанного земельного участка, получены заключения соответствующих служб, присвоен кадастровый номер. Решением Массандровского поселкового совета от 21 июня 2011 года N 5 приостановлено течение сроков действия разрешений на разработку землеустроительной документации. 18 января 2017 года Голуб В.Г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в собственность. Однако 20 июля 2017 года Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики было возвращено заявление без рассмотрения, поскольку решение о разрешении составления проекта по землеустройству утратило силу. Административный истец считает указанные действия незаконными и ссылается на то, что его заявление не рассмотрено в установленном порядке. Указывает на то, что решение 25 декабря 2007 года не утратило силу, поскольку течение срока его действия неоднократно прерывалось, а разработанный проект не был рассмотрен в установленном порядке, по независящим от административного истца обстоятельствам. Просит признать незаконным действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по рассмотрению заявления Голуб В.Г. от 18 января 2017 года о предоставлении в собственность земельного участка и возложить обязанность на административного ответчика рассмотреть заявление в установленном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым Чёрная О.В, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что решение Массандровского поселкового совета от 27 декабря 2007 года по состоянию на 21 марта 2014 года утратило силу, в связи с чем заявление Голуб В.Г. не подлежало рассмотрению в установленном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением Массандровского поселкового совета от 25 декабря 2007 года N 12 Голуб В.Г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания индивидуального гаража, площадью 0,005 га, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес".
Пунктом 3 этого же решения, установлено, что решение действительно в течении двух лет.
Решением Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 года продлён срок действия решения от 27 декабря 2007 года на один год.
Административным истцом был заказан и разработан проект по отводу указанного земельного участка, получены заключения соответствующих служб, присвоен кадастровый номер.
18 января 2017 года Голуб В.Г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
20 июля 2017 года Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики было возвращено заявление без рассмотрения, поскольку решение о разрешении составления проекта по землеустройству утратило силу.
Голуб В.Г. оспаривает указанное решение.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в суд), до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 25 марта 2016года N731-п утверждён административный регламент Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги "Завершение оформления права собственности на земельные участки, начатого до 21.03.2014".
Пунктом 2.8 регламента, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: - представление (направление) заявления неустановленной формы; - представление (направление) заявления, не содержащего сведений, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего регламента; - непредоставление документов, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего регламента; - отзыв заявителем своего заявления; - решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка; - смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим; - отсутствие у Департамента полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком; - отзыв или истечение срока действия доверенности в случае, если с заявлением обратился уполномоченный представитель.
Пунктом 2.6 указанного регламента установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, прилагаются следующие документы: - документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка в собственность; - копия паспорта, удостоверяющего личность заявителя, (заверенная заявителем); - копии документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (заверенные заявителем); - документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; - сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости: кадастровая выписка о земельном участке и (или) объектах недвижимого имущества, расположенных в его границах: - кадастровый паспорт земельного участка: - кадастровый план земельного участка: - кадастровые паспорта зданий и сооружений, расположенных в границах земельного участка (при наличии таких объектов).
Административный ответчик, ссылаясь на то, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, вернул заявление Голуб В.В. со ссылкой на то, что решение Массандровского поселкового совета от 25 декабря 2007 года утратило силу по состоянию на 21 марта 2014 года, в связи с чем не подтверждает право Голуб В.Г. на предоставление земельного участка в собственность.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что указанно решение не утратило силу.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В решении Массандровского поселкового совета от 25 декабря 2007 года, указано на то, что он утрачивает силу по истечении двух лет.
Решением Массандровского поселкового совета от 29 октября 2010 года продлён срок действия решения от 27 декабря 2007 года на один год.
Законность установления срока действий решений, административным истцом в установленном порядке не оспорена и решения в данной части не были признаны незаконными.
Решением Массандровского поселкового совета от 21 июня 2011 года N 5 приостановлено течение сроков действия разрешений на разработку землеустроительной документации, до дня утверждения Массандровским поселковым советом проекта землеустройства по установлению прибрежных защитных полос и пляжных зон.
Вместе с тем, решением Массандровского поселкового совета от 30 ноября 2011 года N 2 указанная градостроительная документация была утверждена.
С указанного момента, течения срока действия решения от 25 декабря 2007 года возобновилось.
Наличие других запретов на составление и утверждение проектов землеустройства по отводу земельного участка судебной коллегией не установлено.
Доказательств того, что после 30 ноября 2011 года Голуб В.Г. обращался в Массандровский поселковый совет для утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка, не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Массандровского поселкового совета от 25 декабря 2007 года по состоянию на 21 марта 2014 года утратило силу, в связи с чем у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 ноября 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении требований заявленных Голуб В.Г. к администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании решения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
Е.Г. Тимошенко
З.И. Курапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.