Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Терентьевой Н.А,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.10.2017 г. по делу N2а-3448/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации "адрес" Республики Крым, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г.Ялты Республики Крым, Гаражно-строительный кооператив N33, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Ивкин Р.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации г. Ялты Республики Крым N-п от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении заявления Ивкина Р.В. о предоставлении земельного участка площадью 39 кв.м, в собственность по адресу: "адрес"-б, в порядке завершения оформления прав"; возложении обязанности на административного ответчика принять решение в порядке завершения оформления прав о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно административному истцу.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что решением Ялтинского городского совета от 19.09.2017 г. N95 административному истцу дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0050 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража-бокса N55, расположенного по адресу: "адрес", с последующей передачей в собственность из земель жилой и общественной застройки. С целью исполнения данного решения, административным истцом заключен договор на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, выполнены кадастровые работы, составлена техническая документация по установлению границ земельного участка, получены необходимые согласования. 12.01.2017 г. административный истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, однако постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на нарушение требований ст.ст. 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 222, 287 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ивкин Р.В. считает данный отказ незаконным, поскольку ссылка на вышеуказанные нормы закона не связаны с правоотношениями по завершению оформления прав на земельный участок.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.10.2017 г. по делу N2а-3448/2017 иск Ивкина Р.В. к Администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия удовлетворен частично; признано незаконным постановление Администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об отказе Ивкину Р.В. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 39 кв.м, в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Объекты гаражного значения" расположенного по адресу: "адрес", в границах, указанных в кадастровом плане"; в удовлетворении иска о возложении на Администрацию г. Ялты Республики Крым обязанности совершить определенные действия отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение и принять по делу новое решение, которым отказать Ивкину Р.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Ивкин Р.В, не имев права собственности на земельный участок, возвел на нем строение - гараж в 5 этажей, что не предусмотрено никакими нормативно-правовыми актами и является самовольно возведенным зданием, а также захватил прилегающую территорию.
Стороны в судебное заседание 19.02.2018 г. суда апелляционной инстанции явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя административного истца - Дударева Д.С. поступили возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить обжалуемое решение без изменения; рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции без участия административного истца и его представителя.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
21 марта 2014 г. принят Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ).
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК) переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Частью 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 "Oб утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее - Порядок) установлено следующее.
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (п. 4 Порядка).
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган. Процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка изложена в п.п. 9-11 Порядка.
Так, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона;
2) в исполнительный органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации.
Отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК, такими основаниям являются:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Указанный перечень является исчерпывающим.
При этом, в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 23.10.2014 года N64, с учетом изменений, внесенных решением от 05.12.2014 года N150, учреждена Администрация г. Ялты Республики Крым с правами юридического лица.
Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 19.11.2014 года N78 утвержден Устав Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно ст. 52 Устава, к полномочиям Администрации г. Ялта Республики Крым в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Решением Ялтинского городского совета от 30.03.2015 года N37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
При этом согласно п. 4 данного Решения, уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация г.Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым.
Согласно п. 8 Правил в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования. Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней;
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно п. 9 Правил органы, указанные в подпункте 2 пункта 8 настоящих Правил, предоставляют в Департамент в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации.
Отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 9 настоящих Правил, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 8 настоящих Правил, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящих Правил (п. 10 Правил).
Основанием для отказа в удовлетворении заявления является:
1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов;
2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства) (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Департамент обеспечивает:
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование);
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
3) проставление печати на предоставленных копиях и подлиннике правоустанавливающего документа на земельный участок о погашении и возвращении его заявителю.
Согласно п. 16 Правил решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, решением 22-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета от 19.09.2012 года N95 Ивкину Р.В. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного, площадью 0,0050 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража-бокса N55 по адресу: "адрес", с последующей передачей в собственность, из земель жилой и общественной застройки (л.д. 16).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N (л.д. 17).
Согласно письму Департамента и архитектуры градостроительства Администрации г.Ялта Республики Крым от 05.02.2016 года размещение указанного участка для объекта гаражного назначения согласовано в связи с соответствием функционального назначения земельного участка действующей градостроительной документации (л.д. 48).
12.01.2016 года Ивкин Р.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав (л.д. 49).
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п Ивкину Р.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 39 кв.м. в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, из категории земель "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного строительства - "Объекты гаражного назначения", расположенного по адресу: "адрес", в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с нарушением требований ст.ст. 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 222, 287 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 30).
Суд перовой инстанции, признавая указанное постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п незаконным, обоснованно исходил из того, что исчерпывающие основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав указаны в ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК, при этом обжалуемое постановление не содержит ссылки на одно из указанных оснований.
Более того, судебная коллегия отмечает, что данное постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 28.02.2017 года N943-п вообще не содержит каких-либо указаний на причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. В данном постановлении лишь перечислены статьи Земельного кодекса Российской Федерации, определяющие порядок восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок; пресечения действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения; возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, а также статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие понятие самовольной постройки и основания прекращения прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимися его собственниками, без обоснования как данные нормы препятствуют предоставлению Ивкину Р.В. земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Доводы жалобы о том, что Ивкин Р.В, не имев права собственности на земельный участок, возвел на нем строение - гараж в 5 этажей, что не предусмотрено никакими нормативно-правовыми актами и является самовольно возведенным зданием, а также захватил прилегающую территорию, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно были отклонены как несостоятельные.
Суд первой инстанции установил, что на испрашиваемом истцом в собственность земельном участке расположен гараж N55, принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 02.03.2010 года, и 01.12.2014 г. Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым зарегистрировала декларацию о готовности объекта к эксплуатации в виде реконструкции вышеуказанного гаража, в соответствии с которой в результате реконструкции возведено строение, состоящее из подвала, трех этажей и мансарды.
При этом судебная коллегия отмечает, что изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства могут служить основанием, в том числе для принятия Администрацией г. Ялты Республики Крым мер по осуществлению муниципального контроля в области строительства путем возложения обязанности самостоятельно привести в первоначальное состояние реконструированное строение либо основанием для обращения в суд с иском о сносе самовольной постройки также и в случае, если постройка выходит за пределы границ земельного участка, но не относятся к основаниям для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, указанным в ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК.
Учитывая изложенное, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.10.2017 г. по делу N2а-3448/2017 является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.10.2017 г. по делу N2а-3448/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.А. Терентьева
подпись Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.