Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Тимошенко Е.Г,
Мостовенко Н.Р.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01.11.2017г. по делу N2а-2251/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бандуриной О.Г, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г. Феодосии, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий незаконными, понуждении повторно рассмотреть заявление, совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Бухарин А.К. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ в государственной регистрации прав Бухарина А.К. на земельный участок "адрес", кадастровый N; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление и зарегистрировать право собственности Бухарина А,К. на земельный участок "адрес" кадастровый N.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что Бухарин А.К. является собственником указанного земельного участка на основании государственного акта на право собственности на земельный участок II-КМ N от 18.03.2002 г, в котором указано, что площадь земельного участка составляет 0,06287 га. В 2017 году выполнены работы по уточнению границ земельного участка и по результатам геодезических замеров площадь земельного участка составила 616 кв.м. и эти данные внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН), после чего Бухарин А.К. подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о внесении сведений о правообладателе на указанный земельный участок в ЕГРН. 17.04.2017 г. получено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленными документами и сведениями ЕГРН. В связи с непредоставлением правоустанавливающих документов на площадь 616 кв.м, 17.07.2017 г. Госкомрегистром выдано сообщение об отказе в государственной регистрации. Вместе с тем, при внесении сведений о границах земельного участка "адрес" с площадью 616 кв.м, вопросов относительно собственника земельного участка, которому принадлежит исключительное право на подачу таких заявлений, не возникло.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 01.11.2017г. по делу N2а-2251/2017 административный иск Бухарина А.К. к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бандуриной О.Г, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г. Феодосии, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий незаконными, понуждении повторно рассмотреть заявление, совершить определенные действия удовлетворен частично; признаны незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г. Феодосии по выдаче отказа в государственной регистрации прав Бухарина А.К. на земельный участок "адрес", кадастровый N; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г. Феодосии возложена обязанность повторно рассмотреть заявление на регистрацию права собственности Бухарина А.К. на земельный участок в "адрес" кадастровый N.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение, принять новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что 31.03.2017 г. в Госкомрегистр поступило заявление о регистрации права собственности земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" приложен государственный акт на право частной собственности на землю от 18.03.2002 г, согласно которому площадь земельного участка составляет 0,06287 га (629 кв.м.), при этом в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 14.07.2017 г. на кадастровый учет поставлен объект - земельный участок площадью 616 кв.м. В связи с выявленными противоречиями об объекте недвижимости, 17.04.2017 г. регистрация права собственности была приостановлена и 17.07.2017 г. в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления, Госкомрегистр принял решение об отказе в государственной регистрации.
В судебном заседании 26.02.2018 г. представитель Бухарина А.К. - Кропотина О.С. просила оставить обжалуемое решение без изменения.
Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
С 01.01.2017 г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 3, 4, 7 ст. 1 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет);
государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав);
государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст.ст. 8, 9 Закона N218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе: вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права; сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При этом согласно ст. 22 Закона N218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются, в том числе: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N218-ФЗ
государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона N218-ФЗ после поступления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, орган регистрации осуществляет одно из следующих действий:
государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 29 Закона N218-ФЗ).
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю (ч. 6 ст. 29 Закона N218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены в ст. 26 Закона N218-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 1 названной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ; в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона N218-ФЗ).
При этом, в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона N218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, Бухарин А.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадь которого составляет 0,06287 га, кадастровый N, что подтверждается государственным актом на право собственности серии II-КМ N008612 от 18.03.2002 г. (л.д. 7).
По результатам уточнения границ земельного участка, кадастровый N, кадастровым инженером ООО "Гео" Федоровым А.П, на основании кадастрового плана территории и государственного акта о праве на землю Бухарина А.К, был составлен межевой план, согласно которому площадь земельного участка составила 616 +/- 9 кв.м. Фактическое местоположение границ земельного участка незначительно отличается от границ в натуре, однако, учитывая, что граница земельного участка согласно сведений ЕГРН не установлена, и поскольку разница длин линий является допустимой, при этом кадастровые работы по уточнению площади и границ земельного участка проведена методом спутниковых геодезических измерений с точностью определения координат 0,1. Границы согласованы с правообладателем, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-91). Данный межевой план был исследован судом первой инстанции и был признан соответствующим требованиям ст. 22 Закона N218-ФЗ. Кроме того, допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции инженер-землеустроитель ООО "Гео" Иващенко А.Ф, пояснил, что проведение кадастровых работ в настоящее время проводится методом спутниковых геодезических измерений (определений) с использованием высокоточных приборов GPS-системы с учетом рельефа местности, уменьшение площади указанного земельного участка произошло в пределах допустимой действующим законодательством величины и предположительно произошло из-за технической ошибки при замерах в 2002 году.
При этом суд первой инстанции также отметил, что кадастровый инженер несет ответственность за качество выполняемых кадастровых работ, а за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, несет административную ответственность (ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ) либо уголовную ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план (ст. 170.2 УК РФ).
31.03.2017 г. административный истец через МФЦ обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об учете изменения земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и о регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости с приложением государственного акта на право собственности серии II-КМ N008612 от 18.03.2002 г. и межевого плана на оптическом компакт-диске, подготовленного кадастровым инженером Федоровым А.П, от 29.03.2017 г. Указанные документы, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ, являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.04.2017 г, в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым учел изменения земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и внес сведения о площади вышеуказанного земельного участка в размере 616 +/- 9 кв.м, с указанием, что правообладателем данного земельного участка является Бухарин А.К. на основании государственного акта на право частной собственности на землю серии II-КМ N008612 от 18.03.2002 г.
При этом 17.04.2017 г. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынес уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании п. 49 ч. 1 ст. 29 Закона N218-ФЗ в связи с противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и в ЕГРН о таком объекте недвижимости поскольку соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 14.04.2017г. N90/ИСХ/2017-206806 на кадастровый учет поставлен объект - земельный участок площадью 616 кв.м, тогда как согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии II-КМ N008612 от 18.03.2002г. площадь объекта недвижимого имущества составляет 629 кв.м. Осуществление действий по регистрации прав собственности приостановлено до 17.07.2017 г.
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N от 17.07.2017 г. административному истцу отказано в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" на основании ст. 27 Закона N218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрации, поскольку имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, поскольку на государственную регистрацию права предоставлен государственный объект на право частной собственности на землю, согласно которому площадь земельного участка составляет 629 кв.м, тогда как сведений ЕГРН, земельный участок по указанному адресу имеет площадь 616 кв.м. (л.д. 8).
Суд первой инстанции, признавая незаконным действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г.Феодосии по выдаче отказа в государственной регистрации прав Бухарина А.К. на земельный участок в "адрес" кадастровый N, исходил из того, что в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок Бухарина А.К. от 17.07.2017 г. причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения Закона N218-ФЗ.
При этом суд первой инстанции, в качестве способа устранения нарушения прав административного истца, также возложил на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г.Феодосии обязанность повторно рассмотреть заявление Бухарина А.К. о регистрации права собственности на земельный участок в "адрес", кадастровый N.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными исходя из следующего.
Так, из материалов дела следует, что выявленные Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и в ЕГРН о таком объекте недвижимости, поскольку соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 14.04.2017г. N90/ИСХ/2017-206806 на кадастровый учет поставлен объект - земельный участок площадью 616 кв.м, тогда как согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии II-КМ N008612 от 18.03.2002г. площадь объекта недвижимого имущества составляет 629 кв.м, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации и для отказа в регистрации права собственности на земельный участок, обусловлены уточнением границ данного земельного участка, которые были внесены в ЕГРН на основании заявления административного истца от 31.03.2017 г.
При этом в результате изменения земельного участка, площадь этого участка уменьшилась с 629 кв.м. (данные государственного акта на право собственности) до 616 кв.м. (данные межевого плана). Указанные изменения были согласованы с правообладателем (административным истцом), о чем составлен соответствующий акт от 29.03.2017 г. (л.д. 91). Изложенное также свидетельствует об отсутствии спора о праве, поскольку после уточнения границ площадь данного земельного участка не была увеличена.
Более того, по смыслу ст. 26 Закона N218-ФЗ, изменение площади земельного участка не может являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если производилось уточнение границ земельного участка.
Произведя учет изменений площади земельного участка, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.04.2017 г, указал, что правообладателем данного земельного участка является административный истец на основании государственного акта на право частной собственности на землю серии II-КМ N008612 от 18.03.2002 г.
Вместе с тем, после внесения изменений, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым посчитал, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в государственном акте серии II-КМ N008612 от 18.03.2002 г, с учетом которого Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был осуществлен учет изменений площади земельного участка, и между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в ЕГРН, которые ранее были данным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым внесены на основании заявления административного истца и государственного акта серии II-КМ N008612 от 18.03.2002 г, что свидетельствует о явной незаконности действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Более того, представленная Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым копия дела правоустанавливающих документов N также не содержит каких-либо доказательств направления уведомления о приостановлении государственной регистрации от 17.04.2017 г. Бухарину А.К, что свидетельствует о нарушении ч. 5 ст. 29 Закона N218-ФЗ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходи к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные административным истцом требования и признал незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в г. Феодосии по выдаче отказа в государственной регистрации прав Бухарина А.К. на земельный участок в "адрес", кадастровый N, а также возложил обязанность повторно рассмотреть заявление на регистрацию права собственности Бухарина А.К. на земельный участок в "адрес" кадастровый N.
С учетом изложенного, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01.11.2017г. по делу N2а-2251/2017 является обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01.11.2017г. по делу N2а-2251/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Е.Г. Тимошенко
подпись Н.Р. Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.