Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Вагановой Е.С, Кушнаревой И.К.
при секретаре Петровой Ю.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Сухинское" об обязании ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов, по апелляционной жалобе представителя ответчика МО "Кабанский район" Зачиняева И.О. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2017 г, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать администрацию МО "Кабанский район" и администрацию МО СП "Сухинское" в солидарном порядке в срок до... 2018 года принять меры по ликвидации на территории земельного участка, расположенного справой стороны с. "... " в географических координатах N... несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С, выслушав прокурора Болдоеву Э.В, представителя ответчика МО "Кабанский район" Зачиняева И.О, представителя ответчика Администрации МО СП "Сухинское" Клишко А.А, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, Прокурор Кабанского района просил обязать МО СП "Сухинское" в срок до... 2017 года ликвидировать накопления твердых коммунальных отходов и мусора на земельном участке, который расположен справой стороны "... " в географических координатах N.., площадью около 1-1,5 га.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды в области обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления выявлено захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, а именно накопление отходов в несанкционированном месте на территории МО СП "Сухинское", площадь которой составляет около 1-1,5 га. Администрация МО СП "Сухинское" не принимает мер к ликвидации накоплений отходов в несанкционированном месте.
Определением суда от 10 октября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены администрация МО "Кабанский район", в качестве третьего лица Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
Представитель процессуального истца по доверенности Субочева Л.В. исковые требования поддержала, просила обязать ответчиков солидарно очистить от захламления земельный участок и ликвидировать свалку, уточнив при этом срок исполнения - до... 2018 года.
Представитель ответчика МО СП "Сухинское" в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, при этом просила о рассмотрении в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась.
Представитель соответчика администрации МО "Кабанский район" Зачиняев И.О, действовавший на основании доверенности, исковые требования не признал.
В судебное заседание представители третьего лица - Министерства природных ресурсов не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Исаков А.В. указывал, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в 2015-2016 гг. администрации МО "Кабанский район" выделялись средства на ликвидацию свалок, в 2017 году также выделялись субсидии на ликвидацию свалок, однако мер ни администрацией МО "Кабанский район", ни поселением предпринято не было.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МО "Кабанский район" по доверенности Зачиняев И.О. просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Администрации МО "Кабанский район" и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным, основанным на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и вынесенное с существенными нарушениями норм материального права. Указывает, что свалка на территории МО СП "Сухинское" образовалась с 2014 г, когда полномочия по организации сбора и ввоза бытовых отходов относились к полномочиям поселения, однако мер по недопущению несанкционированного размещения отходов не принимало. Вопросы благоустройства населенных пунктов также является полномочием поселений. Принимая решение об удовлетворении иска, суд руководствовался мнением прокурора и третьего лица о том, что району предоставляется субсидия на ликвидацию несанкционированной свалки, однако порядок предоставления таких субсидий суд не исследовал.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО "Кабанский район" по доверенности Зачиняев И.О. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО СП "Сухинское" Клишко А.А. возразила против апелляционной жалобы в части обязания МО СП "Сухинское" единолично принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, указывая на отсутствие финансирования.
Представитель истца прокурор Болдоева Э.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагала вынесенное решение законным и обоснованным.
В заседание судебной коллегии не явился представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представил возражение на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения, находя его законным и обоснованным.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации МО "Кабанский район" N... от... года утвержден акт обследования и выбора земельного участка, формируемого для временного размещения и складирования твердых бытовых отходов, общей площадью "... " га из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего адресные ориентиры: "... ".
В ходе проведенной прокуратурой Кабанского района проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды в области обращения с отходами производства и потребления, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления выявлено захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, а именно накопление отходов в несанкционированном месте на территории МО СП "Сухинское", площадь которой составляет около 1-1,5 га, на участке, который расположен справой стороны с. "... " в географических координатах N... Администрация МО СП "Сухинское" не принимает мер к ликвидации накоплений отходов в несанкционированном месте.
Распоряжением Правительства РБ от 10 апреля 2015 г. N217-р ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления отходов для последующей утилизации, обезвреживании и захоронения в 2015 - 2016 г.г. возложена на администрации муниципальных образований в РБ.
Согласно ст. 4.1 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия", органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.
В 2017 году Правительством с участием Министерства природных ресурсов приняты меры по внесению изменения в Закон РБ от 21.12.2016г. N 2212-V "О республиканском бюджете на 2017г. и на плановый период 2018-2019гг". Предусмотрены методики распределения субсидий, согласно которым субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования мероприятий на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов на территориях городских округов, поселений. Постановлением Правительства РБ от 28.03.2017г. N 118 внесены изменения в постановление Правительства РБ от 10.09.2009г. N 337 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в РБ на развитие общественной инфраструктуры, на кап.ремонт.., жилищно-коммунального хозяйства". Правилами предусмотрено, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования мероприятий... на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов... на территориях городских округов, поселений.
Из представленных материалов усматривается, что Правительством Республики Бурятия с МО "Кабанский район" заключено соглашение о предоставлении субсидий на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физической культуры и спорта, культур, дорожного хозяйства^ жилищно-коммунального хозяйства и доведены средства республиканского бюджета в размере "... " тысяч руб. согласно представленной выписке.
Согласно письму заместителя руководителя администрации МО "Кабанский район" по ЖКХ и строительству Плюснина А.С. работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов в рамках субсидии на реализацию мероприятий по развитию общественной инфраструктуры на территории поселений Кабанского района в 2017 году не проводились.
Установив факт наличия несанкционированной свалки, нарушающей право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, районный суд пришел к обоснованному выводу о понуждении ответчиков к ее ликвидации, установив при этом срок для исполнения решения суда.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом районного суда, поскольку он постановлен на правильно примененных нормах материального права и на анализе представленных сторонами доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не проверен порядок предоставления муниципальному району субсидий, подлежит отклонению, поскольку как следует из материалов дела таковая субсидия ответчику предоставлялась, а то обстоятельство, что адресное распределение субсидий должно быть согласовано с Министерством экономики РБ и заместителем Правительства РБ после получения государственной экспертизы, не свидетельствует о том, что муниципальный район должен быть освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей.
Доводы жалобы о том, что с... 2015 г. полномочия по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов является полномочием субъекта - Республики Бурятия, судебной коллегией не принимаются.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Из анализа положений данного Федерального закона N 89-ФЗ следует, что ликвидация несанкционированных свалок не входит в понятие деятельности по обращению с отходами и не может быть отнесена к вопросам сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.
Ссылка в жалобе на противоречие Распоряжения Правительства РБ от 10.04.2017 г. N 217-р нормам федерального законодательства, также не принимается, поскольку таковое распоряжение не отменено, а ответчик не вправе давать правовую оценку действующим актам республиканского значения.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на них обязанности по ликвидации несанкционированной свалки со ссылкой на Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", а также на Закон Республики Бурятия от 07.12.2004 г. "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия", при вышеустановленных обстоятельствах, свидетельствующих о выделении ответчику субсидий для проведения такого рода действий, судебной коллегией не принимаются.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права при разрешении спора, аналогичны обстоятельствам, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.