Судья Липецкого областного суда Долбнин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Дуденкова Р.М., действующего в интересах Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 28 декабря 2017 г., принятое по жалобе на постановление N о назначении административного наказания, вынесенное Главным государственным инспектором за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Афанасьевым С.С., от 28 апреля 2017 г. в отношении ОАО "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением N о назначении административного наказания Главного государственного инспектора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Афанасьева С.С. от 28 апреля 2017 г, оставленным без изменения решением судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 28 декабря 2017 г, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, защитник Дуденков Р.М. просит отменить решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 28 декабря 2017 г, состоявшееся по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы на постановление N должностного лица от 28 апреля 2017 г. в отношении ОАО "РЖД", и производство по делу прекратить.
Представитель Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Дуденкова Р.М, действующего по доверенности в интересах ОАО "РЖД"проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Согласно пункту 1.1 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25, (далее - Правила) настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом, в том числе опасных, в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума
В отношении опасных грузов, перевозимых наливом в цистернах, наряду с общими условиями перевозки наливных грузов должны соблюдаться предусмотренные настоящими Правилами и правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам специальные условия перевозок в части классификации таких грузов, порядка получения разрешения на перевозку железнодорожным транспортом нового опасного груза, порядка сопровождения таких грузов проводниками грузоотправителя, грузополучателя и требований нанесения знаков опасности на цистерны (пункт 1.2 Правил).
Согласно абзацу 5 пункта 2.5 Правил не допускается перевозка груза в цистернах, бункерных полувагонах в случаях течи котла цистерны, бункера полувагона, неисправности запорно-предохранительной и сливо-наливной арматуры, наличия пробоины паровой рубашки цистерны, бункерного полувагона.
Из протокола N об административном правонарушении, составленного 27 апреля 2017 г. главным государственным инспектором за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Афанасьевым С.С. в присутствии защитника Дуденкова Р.М, действующего в интересах ОАО "РЖД", следует, что 01 марта 2017 г. в 09 час. 55 мин. при приеме грузового поезда N на 6 приемоотправочный путь станции Грязи-Волгоградские Юго-Восточной железной дороги, по сообщению ПДБ Грязинской дистанции пути ФИО10, после прибытия поезда и осмотре осмотрщиками-ремонтниками проходом вдоль состава на прямолинейном участке пути была выявлена капельная течь груза из-под крышки нижнего сливного прибора (10 капель в минуту) у вагона N, что угрожало безопасности движения, сохранности перевозимого груза и противопожарной безопасности. ОАО "РЖД" в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25 осуществляло перевозку опасного груза вагоном-цистерной N с течью груза - топливо дизельное, АК N315.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ.
В подтверждение вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, приведены следующие доказательства: протокол N об административном правонарушении от 27 апреля 2017 г.; копия Устава ОАО "РЖД"; копии свидетельства ОГРН и свидетельства ИНН; справка из аппарата Главного ревизора по безопасности движения поездов Юго-Восточной железной дороги от 02 марта 2017 г.; акт по результатам расследования от 01 марта 2017 г. N; протокол совещания от 03 марта 2017 г. N/пр; оригинал транспортной железнодорожной накладной N; письменные объяснения представителя ОАО "РЖД" с приложением по делу 07/256, электронный аналог технического паспорта на вагон N.
Признавая ОАО "РЖД" виновным по части 3 статьи 11.14 КоАП РФ, должностное лицо и судья исходили из того, что Обществом нарушены требования статьи 3 Устава и пункта 2.5 Правил, поскольку ОАО "РЖД" допустило перевозку опасного груза при наличии течи груза из-под крышки нижнего сливного прибора у вагона N.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с подпунктами 6, 11 пункта 11 Устава ОАО "РЖД", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 (в ред. по состоянию на 01 ноября 2012 г.), Общество вправе осуществлять: транспортировку грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и необщего пользования; производство, текущее содержание и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава (в том числе пожарных поездов), контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 01 марта 2017 г. при прибытии на станцию Грязи - Волгоградские в 09 час. 55 мин. поезда N (формирование станция Максим Горький Приволжской железной дороги, назначение станция Осиновка Белорусской железной дороги, локомотив 2ТЭ-116 N167/213 приписки эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький, под управлением машиниста ФИО9 приписки эксплуатационного локомотивного депо Балашов, в составе 50 вагонов (200 осей, вес 4496 тонн) ПДБ Грязинской дистанции пути ФИО10 визуально выявил капельную течь груза (10 капель в минуту) в вагоне-цистерне N через нижний сливной прибор, о чем доложил дежурному по станции Грязи - Волгоградские ФИО11, которая проинформировала об указанном факте проездного диспетчера ФИО12 и причастных работников согласно схемы оповещения. Груз - топливо дизельное, масса 63384 кг, отправка N, станция отправления Татьянка приволжской железной дороги, станция назначения Осиновка Белорусской железной дороги. Осмотрщиками-ремонтниками вагонов ПОТ станции Грязи - Волгоградские ФИО15 и ФИО13 течь груза была устранена путем затягивания крышки клапана нижнего сливного прибора в 10 час. 45 мин.
Вагон N - груз топливо дизельное (температура вспышки не более 61С) аварийная карточка N, номер ООН 1202, масса груза в вагоне 63384 кг, станция отправления Татьянка Приволжской железной дороги, станция назначения Осиновка Белорусской железной дороги, отправка N от 27 февраля 2017 г, грузоотправитель ООО "ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка", грузополучатель ООО "ЛУКОЙЛ Белоруссия".
Согласно техническому паспорту четырехосная цистерна для перевозки наливных грузов N 51998276, модель 15-1547, построена 24 мая 2011 г. ОАО "Азовобщемаш", деповской ремонт ВРК-3 станции Верещагино Свердловской железной дороги 28 августа 2016 г, пробег вагона на момент отцепки составил 32697 км. Собственник вагона ООО "Лизинговая компания УРАЛСИБ" станции приписки вагона Ясная Поляна Московской железной дороги.
В 13 часов 35 минут вагон N был отцеплен от поезда для проведения замера груза в вагоне. Цистерна подана на 19 обесточенный путь. Для проверки закрытия нижнего внутреннего клапана в присутствии начальника станции Грязи-Волгоградские ФИО14, старшего осмотрщика-ремонтника вагонов ФИО15, оперуполномоченного ЛОП Грязи Заварцева АС, ВОХР ФИО16 с верхнего загрузочного люка снято исправное ЗПУ отправителя Гдрут-777М РЖД В1452339, раскручен винт ригельного устройства, открыта крышка люка. Произведены замеры высоты налива метрштоком ОМТО N, поверка 12.08.2016 года, замеры производили в двух точках по продольной осевой линии дважды в каждой точке. При замере установлено высота налива 256,5 мм, температура +9С, плотность 0,834 кг/м?. Крышку люка закрыли, винт ригельного устройства закрутили, шайба валика обварена, воздушный клапан закрыт. По таблице калибровки определена масса груза, которая составила 60787 кг. Разница с документом 2597 кг. На пломбировочные устройства крышки верхнего загрузочного люка наложено ЗПУ ОХРА-1 РЖД К1371217. Оформлен коммерческий акт N ЮВС1700980/10.
Защитник Дуденков Р.М. при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" и в судебном заседании 28 декабря 2017 г. последовательно утверждал, что обществу вменяется в вину эксплуатация и перевозка груза при наличии течи груза в вагоне-цистерне N через нижний сливной прибор, однако фактически эксплуатация вагона-цистерны N с неисправностью запорно-предохранительной и сливно-наливной арматуры не допускалась, при выявлении течи груза ОАО "РЖД" незамедлительно приняты все необходимые меры по её устранению. Кроме того, причиной появления течи груза стала оттаявшая наледь под крышкой внутреннего клапана цистерны.
Указанная защитником Дуденковым Р.М. причина течи груза зафиксирована в протоколе N об административном правонарушении 27 апреля 2017 г. и постановлении N Главного государственного инспектора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Афанасьева С.С. о назначении административного наказания от 28 апреля 2017 г. в отношении ОАО "РЖД".
По итогам совещания у и.о. заместителя начальника Юго-Восточной железной дороги по Мичуринскому территориальному управлению с участием представителей службы главного ревизора по безопасности движения поездов по Мичуринскому региону, сотрудников эксплуатационного вагонного депо Кочетовка, начальника станции Грязи - Волгоградские, случай течи груза в вагоне N классифицирован как инцидент при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, при этом ответственность возложена на грузоотправителя (протокол совещания от 03 марта 2017 г. N 58НЗРЕГЗ-84/пр, техническое заключение от 02 марта 2017 г, проведенное с участие указанных выше специалистов).
Из представленной суду информации Филиалом ОАО "РЖД" Центра фирменного транспортного обслуживания от 16 февраля 2018 г. на всем пути следования до станции Грязи - Волгоградские Юго-Восточной железной дороги вагон N имел остановки по станциям: Арчеда приволжской железной дороги - 67 мин.; Серебряково приволжской железной дороги - 13 мин.; Поворино - 54 минуты. Во время стоянок коммерческий осмотр производился по станции Поворино, где было обнаружено: "у вагона - цистерны N приоткрыта крышка нижнего сливного прибора на 150 мм (нарушение ПТЭ прил. 6 п.38), течи груза нет", о чем 01 марта 2017 г. в 02 час. 50 мин. на станции Поворино Юго-Восточной железной дороги 58440 составлен акт общей формы N. Неисправность устранена на путях станции, груз следует по назначению (грузоотправитель ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка"). Согласно техническому описанию крышка нижнего сливного прибора служит для предотвращения несанкционированного доступа к клапану нижнего сливного прибора.
В Юго-Восточном ТЦФТО претензионная работа по факту несоответствия замера массы груза на 2597 кг и массы указанной накладной N, появившегося в следствии течи груза на станции Грязи - Волгоградские 01 марта 2017 г. не проводилась. На станции назначения груз топливо дизельное выдано без претензий, о чем свидетельствует телеграмма из Осиновки Белорусской железной дороги от 15 марта 2017 г. N2. На станции вагон N был отцеплен от основной отправки N для устранения коммерческой неисправности, после чего на данный вагон составлена досылочная ведомость N.
Доказательств недостачи топлива, а также эксплуатации вагона - цистерны N при наличии течи груза, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
ОАО "РЖД" своевременно были предприняты меры по выявлению и устранению течи груза, нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25, не допущено.
Определяющим признаком субъективной стороны правонарушения выступает форма вины правонарушителя. Из системно анализа правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов следует, что данные деяния независимо от вида транспорта используемого для транспортировки совершаются умышленно. Доказательств, свидетельствующих об умышленном характере эксплуатации вагона-цистерны N N51998276 с нарушение правил перевозки опасных веществ, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судьи о нарушении ОАО "РЖД" требований статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25, и наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 28 декабря 2017 г, принятое по жалобе на постановление N о назначении административного наказания, вынесенное Главным государственным инспектором за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Афанасьевым С.С, от 28 апреля 2017 г. в отношении ОАО "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника Дуденкова Р.М, действующего в интересах Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", удовлетворить.
решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 28 декабря 2017 г, принятое по жалобе на постановление N о назначении административного наказания, вынесенное Главным государственным инспектором за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Афанасьевым С.С, от 28 апреля 2017 г. в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись А.И. Долбнин
Копия верна:
Судья
Секретарь
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.