Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Крыловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Лукиной Т.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 декабря 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Лукина Т.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости
В обоснование иска указала, что 24 июля 2017 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 244476/17 от 4 августа 2017 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа работы - 30 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж на дату обращения составил 23 года 7 месяцев 12 дней.
В специальный стаж, помимо прочих, не засчитаны периоды работы истца с 30 мая 2011 г. по 13 мая 2012 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 28 февраля 2012 г. по 11 апреля 2012 г.), с 17 мая 2012 г. по 3 апреля 2017 г. в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N 244476/17 от 4 августа 2017 г. в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 30 мая 2011 г. по 13 мая 2012 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 28 февраля 2012 г. по 11 апреля 2012 г.), с 17 мая 2012 г. по 3 апреля 2017 г. в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, обязать ответчика включить периоды работы с 30 мая 2011 г. по 13 мая 2012 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 28 февраля 2012 г. по 11 апреля 2012 г.), с 17 мая 2012 г. по 31 декабря 2016 г. в должности медицинской сестры патронажного отделения ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, с 1 января 2017 г. по 3 апреля 2017 г, с 4 апреля 2017 г. по 25 октября 2017 г. в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения с момента возникновения права, с 25 октября 2017 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 декабря 2017 г. иск удовлетворен.
В счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца взыскано 300 руб.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что наименование учреждения "Пансионат для ветеранов труда" не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.; списки должностей и учреждений составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, расширенному толкованию не подлежат.
В судебное заседание истец Лукина Т.Ф. не явилась. О времени и месте судебного заседания истец надлежащим образом извещена, сведений о причинах неявки не представила и отложить разбирательство дела не просила.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
24 июля 2017 г. Лукина Т.Ф. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 244476/17 от 4 августа 2017 г. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 30 лет, имеется 23 года 7 месяцев 12 дней.
В специальный стаж не засчитан период работы истца с 30 мая 2011 г. по 3 апреля 2017 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 28 февраля 2012 г. по 11 апреля 2012 г.) в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
В качестве основания отказа во включении указанного периода в специальный стаж указано, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрено учреждение "Пансионат для ветеранов труда".
Как следует из трудовой книжки, справки N 11-16/131 от 16 ноября 2017 г. Лукина Т.Ф. с 30 мая 2011 г. по 31 декабря 2016 г. работала в должности медицинской сестры патронажного отделения Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента социальной защиты населения города Москвы (с 1 августа 2011 г. переименован в ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента социальной защиты населения города Москвы, с 26 октября 2015 г. - в ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы), с 1 января 2017 г. она переведена на должность медицинской сестры 3 отделения милосердия, в которой работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 названного федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным списком предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитывается работа в должности медицинской сестры в учреждениях социального обслуживания, к которым, в том числе, относится дом-интернат для престарелых и инвалидов (пункт 31).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы относится к дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному названным списком.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 28 декабря 1978 г. N 145, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Согласно письму Министерства труда Российской Федерации от 5 января 2003 г. N 30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" к специализированным учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.
Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Как следует из Устава ГБУ города Москвы Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, учреждение предназначено для оказания услуг стационарного социального обслуживания на условиях постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп в возрасте старше 18 лет, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию (в том числе страдающим психическими расстройствами) и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Приведенные положения подтверждают правомерность отнесения ГБУ города Москвы Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы к дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г.
Принимая решение о назначении пенсии с 25 октября 2017 г, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на страховую пенсию возникло в момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, а не на день обращения за пенсией в пенсионный орган.
Данный вывод соответствует пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Период работы истца с 4 апреля 2017 г. по 23 июля 2017 г, предшествующий дню обращения за пенсией, а также период с 24 июля 2017 г. по 25 октября 2017 г, имеющий место после дня обращения за пенсией, в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы пенсионным органом не рассматривались и не проверялись, решение по ним ответчиком не принималось.
Вместе с тем, из справки работодателя, уточняющей льготный характер работы, следует, что Лукина Т.Ф. в указанные периоды также работала в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Согласно ответу пенсионного органа, представленному в суд апелляционной инстанции, указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрено учреждение "Пансионат для ветеранов труда". Иных оснований для отказа во включении указанных периодов работы в специальный стаж не указано.
Учитывая, что судом правомерно отнесено ГБУ города Москвы Пансионата для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы к дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г, решение суда в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 4 апреля 2017 г. по 23 июля 2017 г, с 24 июля 2017 г. по 25 октября 2017 г. в должности медицинской сестры 3 отделения милосердия ГБУ города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 31 Департамента труда и социальной защиты населения города Москве и назначения досрочной страховой пенсии является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.