Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С,
судей Никитиной А.В, Переплесниной Е.М.
при секретаре Смирновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению истца и апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2017 г. по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Ладога-Лес", Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что в квартале 172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество" расположена несанкционированная свалка. Участок лесного фонда под свалкой находится в аренде ООО "Ладога-Лес". Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Истец просил суд обязать ООО "Ладога-Лес" в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на кв.172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество".
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрация Олонецкого национального муниципального района.
Определением суда также произведена замена Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Решением суда исковые требования удовлетворены в части. Суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на площади 40 кв.м в квартале 172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество". В удовлетворении требований к ООО "Ладога-Лес" отказал.
С решением суда не согласно Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в отношении лесного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка, был заключен договор аренды от 18.12.2007 N (... ) между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и Закрытым акционерным обществом "Комилесзаготпром". В соответствии с дополнительным соглашением от 06.06.2012 о внесении изменений в договор аренды права и обязанности по нему перешли от ЗАО "Комилесзаготпром" к ООО "Комилесзаготпром". Кроме того, указанным соглашением раздел 3.4 договора аренды "Арендатор обязан" изложен в новой редакции. Так, пунктом 3.4.13 новой редакции договора аренды установлена обязанность арендатора по соблюдению требований Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, на лесном участке, переданном в аренду. Согласно пункту 3.4.2. договора аренды в новой редакции арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Согласно дополнительному соглашению от 28.11.2013 к договору аренды права и обязанности по договору аренды перешли от ООО "Комилесзаготпром" к ООО "Олонецкое ЛПХ". В соответствии с соглашением от 10.12.2015 права и обязанности по договору аренды перешли от ООО "Олонецкое ЛПХ" к ООО "Ладога-лес". При этом ни дополнительным соглашением от 28.11.2013, ни соглашением от 10.12.2015 изменения в п. 3.4.13 договора аренды, установленный дополнительным соглашением от 06.06.2012, не вносились. На момент вынесения обжалуемого решения суда действовала редакция договора аренды, установленная в соответствии с дополнительным соглашением от 06.06.2012. Следовательно, вывод суда о том, что договором аренды не предусмотрено проведение таких санитарно-оздоровительных мероприятий, как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, является необоснованным. Обязанность арендатора по соблюдению требований Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе, очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, на лесном участке, переданном в аренду, и по недопущению нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов установлена пунктами 3.4.13 и 3.4.2 договора аренды соответственно. Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на арендованном лесном участке, должна быть возложена на арендатора этого лесного участка. С 06.06.2017 вступили в силу новые Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, однако дополнительное соглашение от 06.06.2012 о внесении изменений в договор аренды заключено до введения их действия. Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. С учетом данного обстоятельства, Министерство не может согласиться с выводом суда о том, что в проекте освоения лесов очистка лесов от захламления и загрязнения не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям (согласно изменениям, внесенным 09.11.2017 приказом Министерства N 1895 об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы) и, следовательно, обязанность арендатора по очистке лесов от загрязнения отсутствует. Полагает, что суд, ссылаясь на то, что исковые требования заявлены не в интересах Российской Федерации, собственника и арендодателя земель лесного фонда, неправомерно отклонил довод прокурора о том, что обязанность по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов возложена на арендатора в соответствии с договором аренды. Министерство, осуществляющее полномочия по распоряжению лесными участками и организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства, урегулировало свою ответственность перед третьими лицами, возложив обязанность по очистке вышеуказанного лесного участка на ООО "Ладога-лес" в соответствии с условиями договора аренды. В связи с этим Министерство считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в апелляционном представлении также выражает несогласие с решением суда и просит его отменить в части отказа прокурору в удовлетворении требований к ООО "Ладога-Лес". В обоснование своих доводов указывает, что на арендаторе лежит бремя не только содержания имущества, но и его сохранности. Для целей реализации указанных обязанностей арендатор должен проводить и применять в своей деятельности весь объем действий, направленных на исключение возможности ухудшения или уничтожения арендованного имущества, в том числе исключение создания угрозы для распространения заболеваний леса, повышения пожарной опасности и дальнейшего ухудшения качества лесного фонда. Считает, что требования законодательства не ставят обязанность арендатора по проведению соответствующих мероприятий в зависимость от наличия его вины в загрязнении арендованного участка. При этом обязанность арендатора по содержанию лесного участка в соответствии с требованиями природоохранного и земельного законодательства не зависит от того, в чьих интересах обратился прокурор с данными требованиями: в интересах неопределенного круга лиц или в интересах Российский Федерации. Также указывает, что судом не принято во внимание, что обязанность арендатора лесного участка в данном случае ликвидировать несанкционированную свалку отходов следует из требований п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовки, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В данном случае виновное лицо в образовании указанной в иске свалки не установлено, поэтому собственником отходов следует признать ООО "Ладога-Лес". Ссылаясь на п. 5.1 постановления Конституционного суд РФ от 13.10.2015 N 26-П, прокурор указывает, что установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Таким образом, полагает, что ответственность за ликвидацию указанной свалки должна быть возложена, в том числе, на ООО "Ладога-Лес".
ООО "Ладога-Лес" в возражениях на апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и на апелляционное представление прокурора просило оставить решение суда без изменения, указав, что на момент обнаружения несанкционированной свалки и рассмотрения настоящего дела нормы Лесного кодекса РФ и Правила санитарной безопасности в лесах уже не содержали положений, возлагающих обязанности по ликвидации свалок бытовых отходов на лиц, использующих леса, если указанные свалки образовались не по вине и без участия арендатора. Условиями договора аренды и проекта освоения лесов ликвидация несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов силами арендатора не предусмотрена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Иовлев Д.С. поддержал апелляционное представление, указав, что надлежащим ответчиком по требованию о ликвидации несанкционированной свалки на арендуемом лесном участке будет являться арендатор, в связи с чем соответствующая обязанность должна быть возложена на ООО "Ладога-Лес". По этим же основаниям полагал подлежащей удовлетворению апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Петухов В.А, действующий на основании доверенности, поддержал апелляционную жалобу Министерства и апелляционное представление Карельского межрайонного природоохранного прокурора, указав, что условиями договора аренды лесного участка и проектом освоения лесов предусмотрена обязанность арендатора по очистке арендуемого лесного участка от захламления и загрязнения.
Представитель ответчика ООО "Ладога-Лес" Сабурова Э.Е, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционного представления Карельского межрайонного природоохранного прокурора и апелляционной жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, полагая решение суда законным и обоснованным и указав, что действующим законодательством и заключенным с ООО "Ладога-Лес" договор аренды не предусмотрена обязанность арендатора по уборке свалок, не связанных с деятельность арендатора по лесозаготовке.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, апелляционной жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией РФ в ст.ст. 41, 42 и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах по проведению лесопатологических обследований, предупреждению распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов, в частности, не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт лесонарушения, а именно: захламление бытовыми и строительными отходами участка лесного фонда, арендуемого ООО "Ладога-Лес", неустановленными лицами. Указанная свалка находится в квартале 172 выделе 77 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество" на площади 0,004 га (40 кв.м). На момент рассмотрения спора захламление не ликвидировано.
Участок лесного фонда, на котором обнаружена несанкционированная свалка, передан в аренду ООО "Ладога-Лес" на основании договора аренды от 18.12.2007, дополнительных соглашений от 06.02.2012 и от 28.11.2013 и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 10.12.2015, срок действия договора - по 06.12.2031 Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке.
Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ является федеральной собственностью.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
На основании п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) и защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) на указанных землях передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия Республики Карелия в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия (п. 7 положения), которое предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в аренду, организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. При этом Министерство осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия (пп. 27 п. 9 положения).
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
С учетом вышеприведенных требований земельного и лесного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, по общему правилу, установленному ст. 83 Лесного кодекса РФ, относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Вместе с тем, учитывая, что судом установлено, что лесной участок, на котором обнаружена свалка, находится в аренде у ООО "Ладога-Лес", судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности по ее ликвидации на Министерство. При этом судебная коллегия руководствуется следующим.
Положениями ч. ч. 2, 3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ предусматривается, что установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, меры по охране лесов от загрязнения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию лесоразведения, должны выполняться при использовании лесов, их защите и воспроизводстве. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". При этом невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков (ч. 5 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ).
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Анализ приведенных положений законодательства дает судебной коллегии основания полагать, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при заключении договоров аренды лесного участка вправе возложить мероприятия по защите лесов, в том числе, по очистке лесов от загрязнения и захламления, на арендаторов лесных участков, которые, в свою очередь, несут ответственность за состояние указанных территорий, в том числе, и за отходы, которые на этих территориях находятся.
Условиями договора аренды лесного участка от 18.12.2007 N 136-з (в редакции дополнительных соглашений от 06.02.2012, от 28.11.2013 и соглашения о передаче прав и обязанностей от 10.12.2015), заключенного с ООО "Ладога-Лес" (арендатор) и распространяющего свое действие на лесной участок, на котором была обнаружена спорная свалка, предусмотрено, что арендатор соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора (п. 3.4.13 договора аренды).
Проектом освоения лесов (в редакции приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 13.02.2013 N 216) к числу санитарно-оздоровительных мероприятий на указанном лесном участке отнесены очистка лесов от захламления и загрязнения.
Учитывая, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выступая на стороне арендодателя лесного участка, урегулировало свою ответственность по проведению мероприятий по защите лесов от загрязнения и захламления, возложив соответствующие обязанности по договору аренды на арендатора лесного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по требованию прокурора о ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся в квартале (... ) выделе (... ) Тулокского участкового лесничества ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество" в результате действий неустановленных лиц, следует признать ООО "Ладога-Лес".
То обстоятельство, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 09.11.2017 N 1895 в проект освоения лесов были внесены изменения, предусматривающие в качестве санитарно-оздоровительных мероприятий лишь уборку неликвидной древесины, не освобождает арендатора лесного участка от уборки спорной несанкционированной свалки, поскольку она была обнаружена 08.07.2016 и, соответственно, обязанность по ее ликвидации возникла у ООО "Ладога-Лес" до внесения изменений в проект освоения лесов.
Кроме того, судебной коллегией учитывается, что на момент обнаружения спорной свалки действовали Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 (утратили силу с 05.06.2017) и принятые на основании ст. 55 Лесного кодекса РФ (утратила силу с 01.10.2016), прямо возлагавшей осуществление мер санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, на арендаторов этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к ООО "Ладога-Лес", и об отказе в удовлетворении иска в части требований, предъявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств, материального положения ответчика судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения решения суда - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ООО "Ладога-Лес" в доход бюджета Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 ноября 2017 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ООО "Ладога-Лес" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на площади 40 кв.м в квартале (... ) выделе (... ) Тулокского участкового лесничества ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество".
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.
Взыскать с ООО "Ладога-Лес" в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.