Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В,
судей Савина А.И, Касянчук Е.С.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, апелляционному представлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 декабря 2017 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала", Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО ДОК "Калевала" по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления была установлена несанкционированная свалка твердо-коммунальных отходов и древесной растительности в 50 и 54 выделах Кепского участкового лесничества (Миккольского лесничества по материалам лесоустройства) 80 квартала ГКУ РК "Калевальское центральное лесничество". Поскольку размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а лесной участок, на котором обнаружена свалка, предоставлен в пользование ответчику, прокурор, уточнив заявленные требования, просил обязать ООО ДОК "Калевала" ликвидировать данную несанкционированную свалку в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определениями судьи от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрация Калевальского муниципального района.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично, на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов площадью 0,05 га в 50 и 54 выделах Кепского участкового лесничества (Миккольского лесничества по материалам лесоустройства) 80 квартала ГКУ РК "Калевальское центральное лесничество". В удовлетворении требований к ООО ДОК "Калевала" отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, возложив обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на ООО ДОК "Калевала". В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения ст.ст. 7, 55, 60.12 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, а также условия заключенного с ООО ДОК "Калевала" договора аренды лесного участка от 17.12.2014 N-з, полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на арендованном лесном участке, должна быть возложена на его арендатора. Указывает, что не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Несогласие с состоявшимся решением суда также выражает Карельский межрайонный природоохранный прокурор, в поданном апелляционном представлении просит его отменить, возложив ответственность по ликвидации несанкционированной свалки на обоих ответчиков. Со ссылкой на положения ст.ст. 19, 25, 60.12 Лесного кодекса РФ, п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ указывает на обязанность арендатора обеспечить сохранность переданного ему имущества. Считает проведение мероприятий, исключающих создание угрозы для распространения заболеваний леса, повышение пожарной опасности и дальнейшее ухудшение качества лесного фонда, обязанностью арендатора, которая не ставится в зависимость от наличия его вины в загрязнение арендованного участка. Полагает также, что необходимость ликвидации несанкционированной свалки отходов арендатором лесного участка следует из требований п. 7.8 ГОСТ 30772-2001.
В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление ответчик ООО ДОК "Калевала", выражая несогласие с изложенными в них доводами, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Петухов В.А, действующий на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Прокурор Иовлев Д.С. настаивал на удовлетворении апелляционного представления по изложенным в нем мотивам.
Представитель ООО ДОК "Калевала" Семушин А.Н, предъявивший доверенность, просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов, в частности, не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Из материалов дела следует, что на 50 и 54 выделах Кепского участкового лесничества (Миккольского лесничества по материалам лесоустройства) 80 квартала ГКУ РК "Калевальское центральное лесничество" установлено размещение несанкционированной свалки твердо-коммунальных отходов и древесной растительности общей площадью около 0,05 га. До настоящего времени данная свалка не ликвидирована.
Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ является федеральной собственностью.
По договору от 17.12.2014 N-з участок лесного фонда, на котором обнаружена свалка, передан в аренду ООО ДОК "Калевала" сроком на 48 лет 11 месяцев. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, установив факт лесонарушения, пришел к обоснованному выводу о необходимости ликвидации свалки, между тем, такую обязанность возложил на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия как на орган государственной власти Республики Карелия, в чьей компетенции находятся обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях в случае, если они не возложены в установленном порядке на лиц, использующих леса, указав при этом, что до настоящего времени арендатор ООО ДОК "Калевала" хозяйственной деятельности на переданном ему в аренду участке не ведет, проект освоения лесов им не разработан, а образованная свалка не является следствием деятельности предприятия.
С выводами суда в части определения надлежащего ответчика по делу судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Положениями ч. ч. 2, 3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ предусматривается, что установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, меры по охране лесов от загрязнения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию лесоразведения, должны выполняться при использовании лесов, их защите и воспроизводстве. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ).
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при заключении договоров аренды лесного участка вправе возложить мероприятия по защите лесов, в том числе, по очистке лесов от загрязнения и захламления, на арендаторов лесных участков, которые, в свою очередь, несут ответственность за состояние указанных территорий, в том числе, и за отходы, которые на этих территориях находятся.
Из п. 4.4.14 договора аренды лесного участка от 17.12.2014 N-з, заключенного между ответчиками, следует обязанность арендатора на предоставленном ему лесном участке соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Учитывая, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выступая арендодателем лесного участка, урегулировало свою ответственность по проведению мероприятий по защите лесов от загрязнения и захламления, возложив соответствующие обязанности по договору аренды на арендатора лесного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по требованию прокурора о ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся в 50 и 54 выделах Кепского участкового лесничества (Миккольского лесничества по материалам лесоустройства) 80 квартала ГКУ РК "Калевальское центральное лесничество" в результате действий неустановленных лиц, следует признать ООО ДОК "Калевала".
То обстоятельство, что до настоящего времени арендатором не разработан проект освоения лесов, в связи с чем использование земельного участка по назначению не началось, с учетом совокупного толкования приведенных положений закона, условий договора аренды, сведений о фактической передаче земельного участка арендодателем арендатору и возникновении у последнего обязательств по обеспечению его надлежащего содержания и сохранности, само по себе не свидетельствует о невозможности возложить на арендатора обязанности по ликвидации установленной свалки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к ООО ДОК "Калевала", и об отказе в удовлетворении иска в части требований, предъявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным установить срок исполнения решения суда в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 декабря 2017 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов площадью 0,05 га в 50 и 54 выделах Кепского участкового лесничества (Миккольского лесничества по материалам лесоустройства) 80 квартала ГКУ РК "Калевальское центральное лесничество".
В удовлетворении иска к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.