Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Нечунаевой М.В,
судей
Копылова Р.В, Володкевич Т.В,
при секретаре
Чуйковой Ю.В,
15 февраля 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по иску Восканяна М.Ж. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Восканяна М.Ж. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения от 07.06.2017 года N 01-08-01/6593/17 об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 7, возложении обязанности на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа повторно рассмотреть заявление Восканян М.Ж. от 17.03.2014 года о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством для установки павильона - объекта общественного питания, по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 7, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Копылова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Восканян М.Ж. обратился в суд с иском к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Управление архитектуры) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе просп. Победы, д. 7 в г. Петропавловске-Камчатском, оформленного письмом от 7 июня 2017 года N 01-08-01/6593/17, возложении обязанности рассмотреть заявление от 17 марта 2014 года.
В обоснование требований сослался на то, что 17 марта 2014 года он обратился к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона - объекта бытового обслуживания населения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, просп. Победы, д. 7. Письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент) от 8 апреля 2014 года N 01-08-01/1683/14 ему было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21 июля 2014 года, принятым по делу N А24-1718/2014, отказ Департамента признан незаконным. Указанным решением на Департамент была возложена обязанность в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу утвердить, и выдать схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м. на кадастровом плане территории, местоположение: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 7. После утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка повторно рассмотреть его заявление от 17 марта 2014 года.
Во исполнение указанного решения Арбитражного суда Камчатского края Департаментом схема расположения земельного участка была составлена и направлена ему, заявление повторно рассмотрено и принято решение, оформленное письмом от 21 ноября 2014 года N 01-08-01/6160/14, об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Данный отказ также признан незаконным вступившим в законную силу решением суда.
29 мая 2017 года истец обратился в Управление архитектуры с заявлением о повторном рассмотрении его заявления от 17 марта 2014 года и продолжении процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка. Письмом Управления архитектуры от 7 июня 2017 года N 01-08-01/6593/17 ему было сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п.п. 12 ч. 8 ст. 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 декабря 2013 года N 163-нд "О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа".
Считает, что оспариваемое решение Управления архитектуры является незаконным, поскольку названное Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа не подлежало применению, так как на момент рассмотрения заявления истца утратило законную силу.
В судебном заседании Восканян М.Ж. и его представитель Леднев Е.С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гудым С.С. в судебном заседании иск не признала пояснив, что испрашиваемое место размещения торгового павильона не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Восканян М.Ж.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней указывает, что ссылка в оспариваемом отказе на не действующий нормативный акт является необоснованной, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.
Также, ссылаясь на сложившуюся судебную практику, считает, что такое основание отказа как не включение места размещения торгового объекта на территории испрашиваемого земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов на момент вынесения оспариваемого решения, является незаконным.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
С целью реализации положений ст. 34 ЗК РФ 27 декабря 2013 года городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение N163-нд "О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - решение N 163-нд).
Частью 8 ст. 1 решения N 163-нд было установлено, что временные объекты для организации торговли размещаются в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В соответствии с п. 12 ч. 8 ст. 3 указанного решения одним из оснований для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, является несоответствие предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, требованиям частей 6 - 8 статьи 1, статьи 2 настоящего решения.
Таким образом, земельные участки для размещения временных объектов торговли могут быть предоставлены в аренду лишь в том случае, если размещаемые на них торговые объекты соответствуют схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 9 июня 2016 года Восканян М.Ж.обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о продолжении процедуры предоставления земельного участка по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, просп. Победы, д. 7.
Решением Управления от 4 июля 2016 года на основании ч. 8 ст. 1, подп. 8 ч. 8 ст. 3 Решения N 163-нд ВосканянуМ.Ж. было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Указанное решение органа местного самоуправление было оспорено заявителем в судебном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 10 августа 2017 года оспариваемый отказ Управления архитектуры признан соответствующим действующему законодательству, в удовлетворении требований Восканяну М.Ж. к Управлению архитектуры о признании незаконным решения оформленного письмом от 4 июля 2016 года N01-08-01/5788/16, об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, и возложении обязанности продолжить процедуру предоставления земельного участка отказано.
29 мая 2017 года Восканян М.Ж.обратился в Управление архитектуры, с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о продолжении процедуры предоставления ему земельного участка по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,просп. Победы, д. 7.
Письмом от 7 июня 2017 года N 01-08-01/6593/17 Управление архитектуры уведомило заявителя об отсутствии оснований для продолжения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством на праве аренды со ссылкой на ч. 8 ст. 1, подп. 12 ч. 8 ст. 3 Решения N 163-нд.
Из содержания оспариваемого решения Управления архитектуры следует, что место размещения торгового объекта - павильона попросп. Победы, д. 7, на территории испрашиваемого земельного участка не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, что в соответствии с подп. 12 ч. 8 ст. 3 Решения N 163-нд является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Установив указанные обстоятельства, учитывая вступившее в законную силу судебное постановление, и приняв во внимание то обстоятельство, что основания, по которым истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка ранее, на момент рассмотрения повторного заявления Восканяна М.Ж. устранены не были, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и правовому регулированию, подлежащему применению при разрешении настоящего спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку основано на не действующем нормативном акте, подлежит отклонению, в силу следующего.
В соответствии с п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года статья 34 ЗК РФ признана утратившей силу, а также с этой же даты признано утратившим силу и решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 163-нд от 27 декабря 2013 года, которое было разработано в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что процедура предоставления земельного участка Восканяну М.Ж. была начата путём утверждения постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от16 октября 2014 года схемы расположения испрашиваемого земельного участка N362от30 сентября 2014 года, соответственно, в силу п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ предоставление испрашиваемого земельного участка должно осуществляться в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, в редакции, действующей до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ.
Учитывая, что в рассматриваемом случае предоставление земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, решение городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 163-нд также подлежит применению, так как являлось неотъемлемой частью законодательного регулирования вопросов предоставления земельных участков на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в период действия ст. 34 ЗК РФ, дополняющей положения данной нормы и утратившей силу одновременно с ней.
Ссылки в жалобе на судебную практику по аналогичным делам, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку данное дело было рассмотрено судом первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств возникшего между сторонами гражданско-правового спора.
Кроме того, мнение подателя апелляционной жалобы о том, что не включение места размещения торгового объекта на территории испрашиваемого земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, основано на неверном толковании норм материального права, поскольку п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ прямо предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Иные доводы жалобы также не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апеллянтом не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
Поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.