Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Горшковой Р.Р. на постановление государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики N 252 от 3 октября 2017 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики N 252 от 3 октября 2017 года ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановление обжаловано защитником Горшковой Р.Р. в районный суд.
Решением судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 ноября 2017 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Горшкова Р.Р. просит об отмене решения судьи и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника Алексеева Р.В, поддержавшего доводы жалобы, мнение государственного лесного инспектора Тарапыгина В.Н. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверены в полном объеме судьей на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно пункту 9 (1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 27 Правил полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В силу подпункта "г" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 (далее - Правил использования полос отвода), в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта организация обязана обеспечить соответствующий режим использования земельных участков, а именно не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дела следует, что со 02 июня по 15 июня 2017 года Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
Проверкой установлено, что 01 мая 2017 года на территории квартала N выдела N Нововыслинского участкового лесничества Ибресинского лесничества Минприроды Чувашии произошел пожар. Площадь пожара на территории лесного фонда составила12 га. Первоначально пожар возник на территории полосы отвода железной дороги сообщением Алатырь - Канаш на расстоянии с 240 по 252 км, проходящей через лесной массив Ибресинского лесничества, и в последующем пожар перешел на территории лесного фонда. При осмотре полосы отвода железной дороги установлено, что на территории полосы отвода железной дороги не убраны порубочные остатки от древесно-кустарниковой растительности (горючие материалы), вырубленной в предыдущие годы, в отдельных участках в полосе отвода железной дороги произрастает древесно-кустарниковая растительность (горючие материалы); границы полосы отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В период с 01 мая 2017 года по 03 мая 2017 года натерритории выдела N квартала N Кировского участкового лесничества, выдела N квартала N выделов N квартала N Алатырского участкового лесничества Кирского лесничества Минприроды Чувашии произошел пожар. Площадь пожара на территории лесного фонда составила 17 га. Первоначально пожар возник на территории полосы отвода железной дороги сообщением Алатырь - Канаш, проходящей через лесной массив Кирского лесничества, и в последующем пожар перешел на территории лесного фонда. При осмотре полосы отвода железной дороги установлено, что в границах отчуждаемой полосы отвода железной дороги, примыкающей к лесному фондуКирского лесничества на рсстоянии с 210 км по 216 км. (левая сторона) не убраны порубочные остатки от древесно-кустарниковой растительности (горючие материалы);на расстоянии с 217 км по 235 км (левая сторона) произрастает древесно-кустарниковая растительность (горючие материалы); нарасстоянии с 210 км по 216 км. (левая сторона) границы полосы отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой от 3 м до 5 м или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров;на расстоянии с 214 км по 235 км (правая сторона)произрастает древесно-кустарниковая растительность (горючие материалы);на расстоянии с 214 км по 235 км (правая сторона) не отделены от опушки леса противопожарной опашкой от 3 м до 5 м или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Факт нарушения ОАО "РЖД" правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 сентября 2017 года, актом по результатам проведения проверки от 15 июля 2017 года, актами осмотра (обследования) лесного участка от 15 мая 2017 года и от 30 июня 2017 года, фототаблицей, и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Доводы жалобы о недопустимости имеющихся в деле доказательств по тем мотивам, что допущенные нарушения были выявлены без назначения и проведения проверки в порядке, предусмотренном Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", об отсутствии вины ОАО "РЖД" вины по мотивам заключения договора с ЗАО "Реммагистраль" на выполнение работ (услуг) в области защитного лесоразведения, содержания земельных участков полосы отвода и охранных зон, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги" в 2015-2017 годах, тщательно проверены судьей районного суда и обосновано опровергнуты.
Несогласие авторов жалоб с оценкой доказательств и выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда не является основанием к отмене проверяемых по делу решений.
Поскольку часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ носит формальный характер и не предусматривает наступление каких-либо вредных материальных последствий в виде пожара, ссылка автора на недоказанность причинно - следственной связи между действиями (бездействиями) ОАО "Российские железные дороги" и произошедшим возгоранием не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Наказание ОАО "Российские железные дороги" назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену либо изменение обжалуемых актов, не допущено.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности принятых актов, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики N 252 от 3 октября 2017 года и решение судьи Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника Горшковой Р.Р,- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.