Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мясникова А.А,
судей Загорской О.В, Чернышовой Н.И,
при секретаре Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Чижикова А.Н,
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 16 октября 2017 года
по иску Чижикова А.Н. к Администрации г.Невинномысска о признании решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и восстановлении на жилищном учете,
заслушав доклад судьи Загорской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Чижиков А.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Невинномысска, в котором просит:
признать незаконным, с момента принятия, постановление Администрации г.Невинномысска N1844 от 20.07.2017 в части снятия Чижикова А.Н. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и отменить его;
восстановить Чижикова А.Н. на жилищном учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из двух человек: Чижикова А.Н. и Ч.Е.С. с момента первичной постановки на учет.
В обоснование иска указано, что в период времени с 19.02.1987 по 10.01.1989 он, как военнослужащий по призыву, принимал участие в боевых действиях в составе ограниченного контингента Советских войск в Республике Афганистан, что подтверждается военным билетом серии НД N5852100, удостоверением о праве на льготы серии А N 597681 от 21.02.1989 года и справкой военного комиссариата г.Невинномысска N 2/3/430 от 11.05.2017.
04.03.2003 он, как ветеран боевых действий, в соответствии с Федеральным законом N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" был поставлен Администрацией г.Невинномысска на учет как гражданин, нуждающийся в жилом помещении и имеющий право на получение субсидии на приобретение жилья. По состоянию на 03.07.2017 номер очереди был 39.
20.07.2017 постановлением Администрации г.Невинномысска N1844 он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189- ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и непосредственно самого Жилищного кодекса РФ без указания нормы, регулирующей данное правоотношение.
В извещении о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях N24 от 26.07. (год не указан), указано, что его семья, состоящая из двух человек, снята с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Также на руки выдана выписка из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Невинномысска N10 от 23.06.2017, из содержания которой следует, что ранее он был признан нуждающимся в жилых помещениях согласно правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденных решением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 21.11.90 N325 и от 27.02.91 N55, в которых, согласно п.11.1 основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. м. Поскольку он зарегистрирован и проживает в жилом доме N.., общей площадью 74,4 кв.м, принадлежащем на праве долевой собственности (по 1/2 доле) его малолетней дочери Ч.В.А. и отцу его жены Ш.С.Д, комиссия пришла выводу, что в настоящее время он утратил основания, по которым ранее поставлен на учет на получение жилья, так как жилая площадь дома составляет 56,8 кв.м, всего там зарегистрировано 5 человек, то 56,8/5=11,36 кв.м, на одного человека, что более учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, согласно указанным выше решениям крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 21.11.90 N325 и от 27.02.91 N55.
На отсутствие оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, возникших у него в 2017, ему также указано в письме заместителя главы администрации г.Невинномысска, руководителем управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска К.Е.Н. N1723/4-744 от 12.07.2017, из содержания которого следует, что согласно п.11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденных решением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 21.11.90 N325 и от 27.02.91 N55, основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв.м. А поскольку он зарегистрирован в жилом помещении, где на одного человека приходится 11,36 кв.м жилого помещения, на жилищной комиссии будет рассмотрен вопрос о снятии его составом семьи 2 человека с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылаясь на положения Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" полагает принятое постановление незаконным и просит удовлетворить заявленные требования.
Решением суда от 16.10.2017 года в удовлетворении исковых требований Чижикову А.Н. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Чижиков А.Н. считает его незаконным и необоснованным, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а так же неверно определены обстоятельства по делу. Со ссылкой на доводы, приведенные в исковом заявлении, указывает, что суд пришел к неверному выводу о принадлежности жилого помещения, где он зарегистрирован и проживает, именно ему. Также указывает, что для разрешения настоящего спора должны применяться учетные нормы жилой площади, действовавшие не на момент постановки его на учет, а на момент снятия его с учета. Считает, что основания снятия его с учета, указанные в постановлении действующим законодательством не предусмотрены, и противоречат положениям Федерального закона "О ветеранах". Для нахождения в очереди участников боевых действий должны быть соблюдены два условия: обратившийся должен быть участником боевых действий и должен быть вставшим на учет нуждающихся в жилье до 01.01.2005. Оба эти условия Чижиковым А.Н. соблюдены, а поэтому обеспечение его жильем должно осуществляться на основании Федерального закона "О ветеранах", а не в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Также указывает, что не являлся ранее и не является сейчас нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя, каких-либо жилых помещений в собственности не имел и не имеет, членом семьи собственника 1/2 доли жилого помещения... - Ш.С.А. не является.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация г.Невинномысска просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст.327.1 ГПК РФ, выслушав истца Чижикова А.Н. и его представителя - адвоката Шевченко Ю.П, поддержавших доводы жалобы, просивших её удовлетворить, мнение представителя ответчика Администрации г.Невинномысска по доверенности Мирошниченко Н.А, просившей решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст.196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст.198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
Чижиков А.Н. является ветераном боевых действий и ему выдано удостоверение от 21.02.1989 серии А N597681.
04.03.2003 Чижиков А.Н. как участник боевых действий на территории Республики Афганистан признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и в соответствии с Федеральным законом N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" и поставлен Администрацией г.Невинномысска на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня, с составом семьи из двух человек: он - Чижиков А.Н,... года рождения и супруга - Ч.Е.С,... года рождения.
По состоянию на 03.07.2017 номер очереди - 39.
На дату постановки на учет Чижиков А.Н. и Ч.Е.С. были зарегистрированы по месту жительства и проживали по адресу:... - в однокомнатной квартире, общей площадью 28,4 кв.м, принадлежащей на праве социального найма Ш.С.Д. (отцу жены истца).
13.06.2006 по договору купли-продажи от 04.05.2006 Ш.С.Д. приобрел 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 74,4 кв.м по адресу:.., о чем Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в ЕГРН внесена запись N...
01.07.2006 согласно домовой книге в жилом доме по адресу:... зарегистрированы по месту жительства: Ш.С.А, Чижиков А.Н, Ч.Е.С.
04.06.2010 по договору дарения от 25.05.2010 Ч.Е.С. и Ш.С.Д. приобрели в общую долевую собственность (в 1/2 доле в праве каждый) однокомнатную квартиру общей площадью 36,6 кв.м по адресу:.., о чем Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в ЕГРП внесена запись N...
13.01.2013 согласно домовой книге в жилом доме по адресу:... зарегистрирован по месту жительства О.А.П.
13.09.2013 право общей долевой собственности Ч.Е.С. и Ш.Д.С. на однокомнатную квартиру общей площадью 36,6 кв.м по адресу:.., прекращено, что подтверждается выписками из ЕГРН от 07.06.2017 N.., N...
18.09.2013 у супругов Чижиковых родилась дочь Ч.В.А. (свидетельство о рождении серия II-ДН N... ).
25.10.2013 согласно домовой книге в жилом доме по адресу:... зарегистрирована по месту жительства Ч.В.А.
18.11.2015 по договору купли-продажи от 07.11.2015 на имя несовершеннолетней Ч.В.А. приобретена 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 74,4 кв.м по адресу:.., о чем Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в ЕГРН внесена запись N... и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Постановлением заместителя главы администрации г.Невинномысска от 20.07.2017 N1844 Чижиков А.Н. с составом семьи 2 человека: он и жена - Ч.Е.С. сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, основание: п.2 ст.6 Федерального закона N189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма).
В извещении N24 от 26.07 указано, что на основании постановления администрации г.Невинномысска от 20.07.2017 N1844, в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, семья Чижикова А.Н, состоящая из двух человек, сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 20.07.2017. Основание для снятия с учета: утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения.
В выданной истцу на руки выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Невинномысска N10 от 23.06.2017 указано, что комиссией рассмотрено дело Чижикова А.Н, включенного с 2003 года в список граждан, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах". В июне 2017 года Чижиков А.Н. прошел ежегодную перерегистрацию и обновил документы учетного дела. Чижиков А.Н. зарегистрирован по адресу:... общей площадью 74,4 кв.м. Жилое помещение принадлежит на праве долевой собственности (по 1/2 доле) Ч.В.А. (дочь) и Ш.С.Д. (отец жены). Чижиков А.Н. был признан нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с п.11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ставропольском крае, утвержденных решением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 21.11.90 N325 и от 27.02.1991 N55 (далее - Правила учета), согласно которому основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. Учитывая, что в настоящее время Чижиков А.Н. зарегистрирован в жилом помещении своей дочери и тестя, где жилая площадь составляет 56,8 кв.м и всего зарегистрировано 5 человек, то есть на одного человека приходится 11,36 кв.м (56,8:5), что более учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Члены семьи определены в п.1 ст.31 ЖК РФ, к которым относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении: его супруг, а так же дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Соответственно, Чижиков А.Н. является членом семьи своей дочери и Ш.С.Д.
На дату снятия с учета (20.07.2017) Чижиков А.Н. и члены его семьи - Ч.Е.С. (жена) и Ч.В.А,... г.р. (дочь) зарегистрированы и проживают в жилом доме по... общей площадью 74,4 кв.м, в том числе жилой площадью - 56,8 кв.м (согласно плану объекта недвижимости), принадлежащем на праве общей долевой собственности дочери истца - Ч.В.А. и тестю истца - Ш.С.Д. (в 1/2 доле в праве каждому).
Согласно справке от 19.05.2017 N233, выданной Администрацией г.Невинномысска, по данному адресу так же зарегистрированы и проживают Ш.С.Д. (тесть истца), О.А.П. (брат жены истца).
Согласно уведомлениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю от 12.10.2017 N.., N.., поступившим по запросу суда, в ЕГРН отсутствует информация о государственной регистрации прав Чижикова А.Н. и Ч.Е.С. на объекты недвижимого имущества на территории Ставропольского края.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.56 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), ст.ст.29, 32 Жилищного кодекса РСФСР, Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", признав установленным, что общая жилая площадь помещений, принадлежащих Чижикову А.Н. и членам его семьи, составляет 11,36 кв.м на человека, что более учетной нормы, действующей на момент принятия Чижикова А.Н. на учет, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Чижиков А.Н. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем он обоснованно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; и постановилвышеуказанное решение об отказе в иске.
Судебная коллегия считает необходимым обжалуемое решение суда отменить на основании ст.330 ГПК РФ, поскольку судом не установлены юридически значимые для дела обстоятельства, неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и постановить по делу новое решение, ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право:
малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта;
иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст.51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.п.4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N1 (2016), утв. Президиумом Верховного суда РФ 13.04.2016).
Пункт 2 ч.1 ст.56 ЖК РФ предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, то есть когда граждане утрачивают свой статус:
либо малоимущих;
либо относящихся к особой названной в законе категории граждан;
либо нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В числе прочих, основанием для снятия граждан с учета может стать улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете:
возникновение у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя, права самостоятельного пользования жилым помещением;
увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 21.11.90 N325 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае" (далее - решение Ставропольского крайисполкома N325), действовавшим на дату постановки Чижикова А.Н. на учет, в числе прочих, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. метров (п.11.1);
проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями или нанимателями при отсутствии родственных отношений, либо семьями при наличии родственных отношений, совершеннолетние члены которых выразили письменное согласие на расселение путем предоставления каждой семье отдельной квартиры по установленным нормам (п.11.3).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом N5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.
Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились.
В частности, для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий на территориях других государств (к каковым относится истец) было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N40-ФЗ (действовавшей на дату постановки Чижикова А.Н. на учет (04.03.2003)).
С принятием Федерального закона от 22.04.2004 N122-ФЗ (ст.44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п.11 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2004 N199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (п.10 ст.17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29.12.2004 N199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 990-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 N 236-О).
Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 N 236-О).
Истец Чижиков А.Н. в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29.12.2004 N199-ФЗ), как ветеран боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 января 2005 года, подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Следовательно, истец относится к категорий граждан особого (льготного) порядка, которых на основании ранее действовавшего правового регулирования государство обязалось обеспечить жилье в приоритетном порядке по отношению к ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, которым предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В силу положений ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах":
полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1);
средства на реализацию данных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2);
объем инвестиций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем данной категории граждан определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3);
обеспечение жильем данной категории граждан по их письменным заявлениям может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 3.2);
определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения данной категории граждан устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11.1);
органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (пункт 12).
На дату прохождения Чижиковым А.Н. ежегодной перерегистрации и обновления документов в июне 2017 порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам из числа лиц, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", законодательством Ставропольского края не определен.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что постановление заместителя главы администрации г.Невинномысска от 20.07.2017 N1844 о снятии Чижикова А.Н. и его семьи их двух человек с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным.
На дату принятия оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления семья Чижикова А.Н. состояла не из двух, а их трех человек: он, жена - Ч.Е.С. и малолетняя дочь Ч.В.А.
В силу п.2 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Право ребенка право жить и воспитываться в семье, совместно проживать с родителями закреплено в п.2 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с момента рождения (18.09.2013) дочь истца в силу закона относится к числу членов семьи заявителя, имеющих право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи заявителя.
Поскольку законом на родителей возложена обязанность содержать своих несовершеннолетних детей и обеспечивать их жильем, Ч.Е.С, распорядившись... (за 5 дней до рождения ребенка) подаренной ей 1/2 долей в праве на однокомнатную квартиру общей площадью 36,6 кв.м по адресу:.., впоследствии после рождения дочери,.., приобрела и оформила на имя дочери 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 74,4 кв.м по адресу:...
Указанное обстоятельство не могло быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий, не позволяющее семье Чижиковых с ноября 2015 года находиться на жилищном учете в силу утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Все члены семьи в количестве трех человек, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, зарегистрированы и проживают в жилом доме по... Другого жилья в собственности, в социальном, коммерческом либо безвозмездном пользовании не имеют.
Принимая решение о снятии семьи с жилищного учета, утвержденное местной администрацией, общественная комиссия по жилищным вопросам при Администрации г.Невинномысска (далее - жилищная комиссия) исходила из того, что в пользовании семьи Чижиковых находится весь жилой дом площадью 74,4, в том числе жилой площадью 56,8 кв.м, наравне с другими зарегистрированными по месту жительства пользователями - Ш.С.Д. и О.А.П, и пришла к выводу, что на каждого члена семьи Чижиковых приходится 11,36 кв.м жилой площади, что выше учетной нормы обеспеченности жилой площадью, предусмотренной решением Ставропольского крайисполкома N325 (9 кв.м на человека).
Однако жилищной комиссией не учтено, что решение Ставропольского крайисполкома N325 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Ставропольского края от 21.03.2005 N34-п, вступившего в силу со дня его официального опубликования.
По смыслу вышеуказанного правового регулирования, порядок предоставления жилых помещений (по договорам социального найма либо в собственность), устанавливаемый законодательством субъекта Российской Федерации, должен включать в себя и порядок учета особой (льготной) категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005 года, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона, и, соответственно, устанавливать учетную норму площади жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.50 ЖК РФ предусмотрено положение, в соответствии с которым законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий граждан допускается установление иных учетных норм.
Однако данный вопрос законодательством Ставропольского края не урегулирован, поэтому в рассматриваемом случае следует руководствоваться учетной нормой, установленной органом местного самоуправления в соответствии с положениями ч.5 ст.50 ЖК РФ.
Решением Думы города Невинномысска Ставропольского края N67-9 от 28.06.2006 утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории города Невинномысска в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
При определении уровня обеспеченности семьи истца жилой площадью Ш.С.Д. необоснованно отнесен жилищной комиссией к членам семьи истца.
Ш.С.Д. хотя и является отцом жены истца (тестем), он не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи Чижикова А.Н. и в силу закона у него не возникло право состоять на данном учете, тем более на жилищном учете особой (льготной) категории граждан. Он обеспечен жильем, имея в собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 74,4 кв.м по адресу:.., которой вправе распоряжаться по своему усмотрению, и не имеет никаких притязаний на получение жилья по договору социального найма. По его волеизъявлению зарегистрирован по месту жительства О.А.П, который так же не является членом семьи Чижиковых.
В рассматриваемом случае необходимо исходить из положений ч.1 ст.30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, и положениями п.2 ст.288 ГК РФ и ч.1 ст.17 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения предназначены для проживания граждан. При наличии нескольких собственников жилого помещения положения ч.1 ст. 30 ЖК РФ подлежат применению в нормативном единстве с положениями п.2 ст.247 ГК РФ, исходя из которых в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования общим имуществом, участник долевой собственности имеет право на предоставление ему для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле. При невозможности этого участник долевой собственности вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Исходя из указанного принципа пропорциональности, на 1/2 долю Ч.В.А. приходится не вся площадь жилого дома, данной доле соразмерна общая площадь жилого помещения в 37,2 кв.м (74,4 х 1/2), то есть менее учетной нормы в размере 13 кв.м, приходящейся на заявителя, его супругу и несовершеннолетнюю дочь, предусмотренной решением Думы города Невинномысска Ставропольского края N67-9 от 28.06.2006.
Кроме того, нельзя не учитывать, что данная учетная норма предусмотрена для учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при обеспечении жильем по договору социального найма на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, тогда как истец, как указывалось выше, относится к особой (льготной) категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005 года, и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона.
Учетная норма площади жилого помещения для данной категории граждан законодательством Ставропольского края не определена, однако объем инвестиций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем данной категории граждан определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и общей площади жилья 18 квадратных метров (под.3 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах").
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что факт приобретения на имя малолетней Ч.В.А. 1/2 доли в праве на вышеуказанное жилое помещение не мог в силу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ послужить основанием для снятия семьи ветерана боевых действий - "афганца" с жилищного учета, на котором она состояла на протяжении 14 лет, а мог повлиять лишь на количество членов семьи, состоящих на данном учете совместно с заявителем.
Поскольку постановление Администрации г.Невинномысска Ставропольского края N1844 от 20.07.2017 не основано на законе, то Чижиков А.Н. должен быть восстановлен на учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из двух человек - его и супруги Ч.Е.С. с момента первичной постановки на указанный учет.
При таких обстоятельствах, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований Чижикова А.Н.
Руководствуясь ст.ст. 327-1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 16 октября 2017 года отменить, принять новое решение по делу.
Исковые требования Чижикова А.Н. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г.Невинномысска N1844 от 20.07.2017.
Восстановить Чижикова А.Н. на жилищном учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из двух человек: Чижикова А.Н,... года рождения, и Ч.Е.С,... года рождения, с момента первичной постановки на учет.
Апелляционную жалобу Чижикова А.Н. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.