Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А,
с участием представителя административного истца - ИП КФХ Усенко И.И. - Соколенко В.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП КФХ Усенко Ивана Ивановича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,
установил:
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Усенко И.И. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости 7 земельных участков в размере равном их рыночной стоимости :
- с кадастровым номером N площадью 30540 000 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" - 30 234 600 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером N площадью 14 795 343 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" - 12 132 181 рублей 26 копеек по состоянию на 14 июня 2016 года;
- с кадастровым номером N площадью 3 746 249 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" - 3 708 786 рублей 51 копейка по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером: N, площадью 6 720 200 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" - 6 652 998 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером: N, площадью 32 739 343 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" - 32 411 949 рублей 57 копеек, по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером: N, площадью 7 873 200 кв.м, расположенного по адресу : Ставропольский "адрес" - 7 794 468 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером: N площадью 14 508 500 кв.м, расположенного по адресу : "адрес" - 14 363 415 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец сослался на то, что он является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N на основании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена от 15 декабря 2014 года N 136, заключенного с администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края. Срок аренды по договору установлен - с 3 сентября 2014 по 2 сентября 2024.
Согласно пункта 4.2 указанного договора аренды и приложенному к нему расчету, арендная плата установлена в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, административный истец Усенко И.И. является собственником земельных участков :
- 5667/710549 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
- 2310/97708 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
- 2310/131645 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
- 850/200187 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
- 1540/375767 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
- 2/257 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 18 мая 2017 года, выданными филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, кадастровая стоимость земельных участков определена в размере :
- с кадастровым номером N - 169 057 224 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером N - 81 901 100 рублей 71 копейка по состоянию на 14 июня 2016 года;
- с кадастровым номером N - 20 737 735 рублей 96 копеек по состоянию на 1 января 2015;
- с кадастровым номером N - 37 200 339 рублей 12 копеек по состоянию на 1 января 2015;
- с кадастровым номером N - 181 231 907 рублей 11 копеек по состоянию на 1 января 2015;
- с кадастровым номером N - 43 582 885 рублей 92 копейки по состоянию на 1 января 2015;
- с кадастровым номером N - 80 313 252 рублей 60 копеек по состоянию на 1 января 2015.
Административный истец, обратился в независимую оценку - ООО "Деловой партнер" с целью установления рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года и 14 июня 2016 года.
Из отчета об оценке рыночной стоимости N 00408 от 12 мая 2017 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 12 132 181 рублей 26 копеек по состоянию на 14 июня 2016 года.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости N 00407 от 2 мая 2017 года, составленного ООО "Деловой партнер" следует, что рыночная стоимость земельных участков следующая :
- с кадастровым номером N - 32 411949,57 рублей;
- с кадастровым номером N - 6 652 998 рублей;
- с кадастровым номером N - 3 708786,51 рублей;
- с кадастровым номером N - 7 794 468 рублей;
- с кадастровым номером N - 14363 415 рублей;
- с кадастровым номером N - 30 234 600 рублей.
Установленная вышеуказанными отчетами рыночная стоимость земельных участков, заявленных в административном иске, подтверждена положительными экспертными заключениям Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организацией "Деловой союз оценщиков" N 9065 от 19 мая 2017 года и N 9104 от 23 мая 2017 года.
Административный истец считает, что оспариваемая кадастровая стоимость арендуемого земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы его как арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы за использование земельного участка, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. Также, неверное определение кадастровой стоимости земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Определением суда от 3 октября 2017 года при подготовке данного административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Ставропольскому краю (том 1 л.д. 6).
В возражении на административный иск администрация Ипатовского муниципального района просила в иске отказать, ссылаясь на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в аренде у административного истца приведет к потерям доходов бюджета муниципального района, а также к недофинансированию получателей средств бюджета (детские сады, школы, больницы и т.д.) (том 3 л.д. 157).
Определением суда от 15 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ипатовский городской округ Ставропольского края (том 4 л.д. 216-220).
В возражении на административный иск заинтересованное лицо - администрация Ипатовского городского округа не согласилась с выводами судебной оценочной экспертизы, просила в иске отказать (том 4 л.д. 193-197).
В судебное заседание не явились : административный истец - Усенко И.И, представители : административных ответчиков - Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю; заинтересованных лиц - администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, администрации муниципального образования Лиманского сельсовета Ставропольского края, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
В имеющихся в материалах дела возражениях на административное исковое заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством в отсутствие представителя Управления (том 3 л.д. 182).
От представителя администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края - Ефименко И.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лица, участвующего в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца -Соколенко В.А. уточнил заявленные в административном иске требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложении в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.
Из материалов административного дела N 26:02:000000:55, площадью 30 540 000 кв.м, местоположение которого : "адрес" на основании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена от 15 декабря 2014 N 136, заключенного с администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края. Срок аренды по договору установлен с 3 сентября 2014 по 2 сентября 2024 Том 1 л.д. 35-38).
Из кадастрового паспорта данного земельного участка, находящегося в аренде у административного истца следует, что категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 39-56).
В приложении к договору аренды N 136 от 15 декабря 2014 года содержится расчет арендной платы, которая рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка (том 1 л.д. 57).
На основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности от 8 декабря 2015 года административный истец Усенко И.И. является собственником 5667/710549 долей земельного участка, назначение : земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 15439092 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу : "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о регистрации права собственности за административным истцом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 декабря 2015 года (том 1 л.д. 58).
На основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от 12 августа 2015 года административный истец Усенко И.И. является собственником 2310/97708 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 3 746 249 кв.м, кадастровый номер : N расположенный по адресу : "адрес" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 16 сентября 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. 59).
На основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от 1 августа 2012 года административный истец Усенко И.И. является собственником 2310/131645 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, назначение : земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 6 720 200 кв.м, кадастровый номер : 26:02:000000:740, расположенный по адресу : "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 11 сентября 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. 60).
На основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от 6 мая 2015 года административный истец Усенко И.И. является собственником 850/200187 долей в праве общей долевой собственности земельного участка, назначение : земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 32 739 343 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу : "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 2 июня 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. 61).
На основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от 15 декабря 2015 года административный истец Усенко И.И. является собственником 1540/375767 долей в праве общей долевой собственности земельного участка, назначение : земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 7 873 200 кв.м, кадастровый номер N расположенный по адресу : "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 15 января 2016 года в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. 62).
На основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от 8 октября 2013 года административный истец является собственником 2/257 долей в праве общей долевой собственности земельного участка, назначение : земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 14 508 500 кв.м, кадастровый номер N, расположенный по адресу : "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 24 октября 2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1 л.д. 63).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 18 мая 2017 года, выданным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, кадастровая стоимость земельных участков определена в размере :
- с кадастровым номером N - 169 057 224 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером N - 81 901 100 рублей 71 копейка по состоянию на 14 июня 2016 года;
- с кадастровым номером N - 20 737 735 рублей 96 копеек по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером N - 37 200 339 рублей 12 копеек по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером N - 181 231 907 рублей 11 копеек по состоянию на 1 января 2015 года;
- с кадастровым номером N - 43 582 885 рублей 92 копейки по состоянию на 01 января 2015 года;
- с кадастровым номером N - 80 313 252 рублей 60 копеек по состоянию на 1 января 2015 года (том 1 л.д. 28-34).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости N 00407 от 2 мая 2017 года, составленного ООО "Деловой партнер" следует, что рыночная стоимость земельных участков, находящихся в общей долевой собственности административного истца составила :
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года - 32 411 949 рублей 57 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года - 6 652 998 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года - 3 708 786 рублей 51 копейка;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года - 7 794 468 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года - 14363 415 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года - 30 234 600 рублей (том 2 л.д. 1-211).
Согласно отчета об оценке рыночной стоимости N 00408 от 12 мая 2017 года, составленного ООО "Деловой партнер", следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:4121 составляет - 12 132 181 рублей 26 копеек по состоянию на 14 июня 2016 (том 3 л.д. 1-101).
Установленная вышеуказанными отчетами рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами - N подтверждена положительными экспертными заключениям Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организацией "Деловой союз оценщиков" N 9065 от 19 мая 2017 года и N 9104 от 23 мая 2017 года, согласно выводам которых отчеты соответствуют требования федеральных стандартов оценки и законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности (том 3 л.д. 102-149).
Об обращении административного истца в суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков сельхозпроизводства в размере их рыночной стоимости, находящихся в общей долевой собственности, остальные сособственники земельных долей извещены путем размещения объявления об этом в общественно-политической газете Ипатовского городского округа "Степные Зори" N 59 (11012) от 8 августа 2017 года (том 3 л.д. 170).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объекта недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков, находящихся в собственности административного истца, на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов административного истца и возможных возражений ответчиков по настоящему административному делу, по ходатайству представителя административного истца определением суда от 14 ноября 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ЭКСПЕРТ-
По ходатайству административного истца определением суда от 17 октября 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "ГлавЭксперт" (том 3 л.д. 177-181).
По заключению судебной экспертизы N 266/17 от 11 декабря 2017 года, рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- с кадастровым номером N - 94460 000 рублей;
- с кадастровым номером N - 11587000 рублей;
- с кадастровым номером N - 20786000 рублей;
- с кадастровым номером N - 101262000 рублей;
- с кадастровым номером N - 24352000 рублей;
- с кадастровым номером N - 44875000 рублей.
- с кадастровым номером N по состоянию на 14 июня 2016 года - 50922000 рублей (том 4 л.д. 3-176).
В соответствии с частью 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с части 1 и части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 указанного закона).
Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Экспертное исследование проводилось по материалам административного дела, с проведением визуального осмотра и выполнения фоторабот, в которых отражено техническое состояние исследуемых объектов, с применением расчетных методов исследования. Экспертом установлено месторасположение объектов исследования, произведено их подробное описание, произведен анализ сельскохозяйственных земель Ставропольского края, рынка объекта исследования, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объекты оценки - земли сельскохозяйственного назначения, фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков, подобраны и описаны аналоги для объектов исследования.
Рыночная стоимость определена экспертом в рамках сравнительного и доходного подхода методом прямой капитализации дохода, проведено согласование результатов экспертизы при использовании различных подходов к оценке и методов оценки и установлена итоговая рыночная стоимость объектов исследования.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Те Н.Л, проводившая оценочную экспертизу по настоящему делу, подтвердила свое заключение, пояснила, что при осмотре объектов оценки установлено, что все земельные участки используются под пашню. Оценка пастбищ отличается от оценки пашни и пастбища всегда дешевле пашни. Из представленного заинтересованным лицом материала по экспликации земель за 1999 год следует, что из него не следует, что конкретному земельному участку принадлежит определенная площадь пастбищ и определенная площадь пашни. В представленном документе указан общий состав площадей с разграничением только по секциям. На сегодняшний день этим участкам присвоены 7 кадастровым номеров и у каждого номера есть секции и контуры.
Обсуждая ходатайство представителя заинтересованного лица - администрации Ипатовского городского округа о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, судом обозрены подлинники и приобщены к материалам дела копии договоров аренды земельных участков сельхозназначения, заключенные между административным истцом Усенко И.И. и гражданами - сособственниками земельных долей (арендодателями) :
- от 16 апреля 2007 года по земельному участку с кадастровым номером N в котором указано, что в аренду передана пашня и пастбище (ориентир : с. Лиман, ул. Дьяченко, 1 (секция 3 контур 1, 2, 28) (том 5 л.д. 2-53);
- от 25 марта 2014 года по земельному участку с кадастровым номером N, в соответствии с которым указано, что в аренду переданы сельхозугодия (том 5 л.д. 54-112);
- от 12 сентября 2007 года по земельному участку с кадастровым номером N в соответствии с которым в аренду передан земельный участок сельхозназначения (том 5 л.д. 113-142);
- от 29 июня 2009 года по земельному участку с кадастровым номером N в соответствии с которым в аренду передан земельный участок сельхозназначения (том 5 л.д.143-189);
- от 1 июня 2011 года по земельному участку с кадастровым номером N, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок сельхозназначения (том 5 л.д.190-238).;
- от 27 февраля 2008 года по земельному участку с кадастровым номером N, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок земель сельхозназначения (том 6 л.д. 1-45).
На запрос эксперта административный истец сообщил, что все указанные в иске земельные участки используются им под пашню. На основании этого экспертом произведен расчет рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сельскохозяйственного производства как земли пригодные под пашню, объекты-аналоги N 1, N 2, N 4 и N 5 представлены землями под пашню (том 4 л.д. 80).
Заслушав пояснения эксперта в судебном заседании, исследовав письменное экспертное заключение, находящееся в материалах дела, договоры аренды заявленных в иске земельных участков сельскохозяйственного назначения, суд пришел к выводу об отказе в назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, в связи с отсутствием оснований к этому. Утверждение заинтересованного лица, основанное на материале банка данных о наличии земель и их распределении по АО Лиман Ипатовского района за 1995 год, не может являться основанием к назначению указанной экспертизы, поскольку из пояснений эксперта, которому в судебном заседании был предъявлен данный документ следует, что в нем указан лишь общий состав площадей, разграниченный по секциям. На настоящее время картина изменилась, земельным участкам присвоены кадастровые номера и у каждого из них есть свои секции. При натурном исследовании экспертом установлено, что все обследованные земельные участки, в отношении которых производилась экспертиза, используются под пашни.
С учетом изложенного, а также того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Выводы отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненных ООО "Деловой партнер", опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, с учетом выраженной в суде позиции представителя административного истца, согласившегося с размером рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной судебной оценочной экспертизой, суд полагает возможным удовлетворить административное исковое заявление Усенко И.И, установив кадастровую стоимость объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, в соответствии с выводами оценочной экспертизы, определенной по состоянию на дату оценки.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку Усенко И.И. с исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости обратился в суд 29 сентября 2017 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования индивидуального предпринимателя главы КФХ Усенко Ивана Ивановича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 30540000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - 94460 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 14 795 343 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - в размере равном его рыночной стоимости - 50922000 рублей по состоянию на 14 июня 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 746 249 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - в размере равном его рыночной стоимости - 11587000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6 720 200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - в размере равном его рыночной стоимости - 20786000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 32 739 343 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - в размере равном его рыночной стоимости - 101262000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 7 873 200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" в размере равном его рыночной стоимости 24352000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 14 508 500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - в размере равном его рыночной стоимости - 44875000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - N
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки.
Установленная судом кадастровая стоимость для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, применяется с 1 января 2017 года и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Административный иск Усенко И.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости земельных участков сельскохозяйственного назначения поступил в Ставропольский краевой суд 29 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.