Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С,
судей Пархомович Г.П, Прониной А.В,
при секретаре Изместьевой О.С,
с участием прокурора Пименовой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителей ответчика Министерства культуры Республики Хакасия Коровниковой Н.Г, Чаптыковой Т.В. на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 ноября 2018 года, которым удовлетворены исковые требования Цыганковой Лилии Владимировны к Министерству культуры Республики Хакасия о признании приказа об увольнении незаконным, его отмене и восстановлении на работе.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В, заключение прокурора Пименовой Е.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыганкова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству культуры Республики Хакасия о признании приказа об увольнении незаконным, его отмене и восстановлении на работе. Требования мотивировала тем, что 30.08.2017 года она была принята на государственную гражданскую службу в Министерство культуры Республики Хакасия на должность помощника министра культуры Республики Хакасия, откуда уволена 30.10.2017 года в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации. Основанием увольнения послужила докладная записка советника Министерства культуры Республики Хакасия о том, что ею при предоставлении справки о доходах, расходах и имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) предоставлены заведомо недостоверные или неполные сведения, а именно в разделе 5 справки не отражено, что она является одним из учредителей общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" (далее - ООО "данные изъяты"), размер принадлежащей ей доли в уставном капитале составляет 20% и равен 2401 руб. Кроме того, ею неверно указан доход по основному месту работы за отчетный период. Считает, данный приказ подлежит отмене, поскольку оснований указывать в справке сведения о принадлежащей ей в ООО "данные изъяты" доли не имелось в связи с ее выходом из общества с 19.11.2015 года, что подтверждается ее заявлением. Участия в деятельности общества она не принимает и не получает доходов от его деятельности. О том, что она до настоящего времени является участником указанного общества, ей стало известно из докладной записки специалиста кадровой службы. Каких-либо объяснений по этому поводу от нее не истребовали. Заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства культуры Республики Хакасия и урегулированию конфликта интересов не проводилось. Сведения о доходе по основному месту работы за 2016 года указаны ею в справке верно. Просила признать незаконным приказ Министерства культуры Республики Хакасия от 30.10.2017 года N 232-к, восстановить ее в прежней должности помощника Министра культуры Республики Хакасия.
В судебном заседании истец Цыганкова Л.В. и ее представитель Соломачев Э.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Коровникова Н.Г. исковые требования не признала, поскольку факт предоставления истцом недостоверных сведений о доходе за 2016 год и об участии истца в хозяйственном обществе установлен на основании представленных органами налоговой службы документов, что является достаточным основанием для увольнения истца в связи с утратой доверия.
Помощник прокурора г. Черногорска Черненькая А.В. полагала исковые требования Цыганковой Л.В. подлежащими удовлетворению.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконным приказ Министерства культуры Республики Хакасия N 232-к от 30.10.2017 года о прекращении (расторжении) служебного контракта и увольнении Цыганковой Л.В. Восстановил Цыганкову Л.В. в должности помощника министра культуры Республики Хакасия с 30.10.2017 года. Решение в части восстановления на работе Цыганковой Л.В. обратил к немедленному исполнению.
С данным решением не согласны министр культуры Республики Хакасия Чаптыкова Т.В, представитель Министерства культуры Республики Хакасия Коровникова Н.Г.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней они просят решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов указывают на то, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать в управлении коммерческой организации. Вместе с тем, согласно представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Цыганкова Л.В. на момент поступления на государственную должность являлась одним из участников ООО "данные изъяты", что не нашло отражения в поданной истцом 30.08.2017 года при поступлении на государственную службу справке. Полагают, что представленные истцом в материалы дела заявление о выходе из состава учредителей от 19.11.2015 года и протокол общего собрания учредителей от 19.11.2015 года являются недопустимыми доказательствами, поскольку по состоянию на 20.10.2017 года директором ООО "данные изъяты" являлся ФИО10, который в силу возложенных на него законом полномочий и должен был в течение трех рабочих дней обратиться в регистрирующий орган с заявлением об изменении состава учредителей, в то время как в протоколе указано на то, что проведение регистрации соответствующих изменений возложено на ФИО11, которая приходится матерью истца. Выражают несогласие с выводом суда о правильности указания истцом в справке истцом дохода за 2016 год в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, поскольку согласно представленной налоговыми органами справке доход истца за указанный период составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Считают, что восстановив истца в занимаемой должности с 30.10.2017 года и взыскав средний заработок за время вынужденного прогула, суд вышел за пределы заявленных требований, так как данные требования к ответчику истцом не предъявлялись. Обращают внимание на то, что при увольнении истца 30.10.2017 года с ней произведен окончательный расчет по заработной плате, поэтому начисление ей заработной платы с 31.10.2017 года по 27.11.2017 года повлечет нецелевое использование бюджетных средств, поскольку фактически Цыганкова Л.В. приступила к своим должностным обязанностям ДД.ММ.ГГГГ. Также указывают на допущенные судом нормы процессуального права, выразившиеся в формальном проведении подготовки дела к судебному разбирательству, в нарушении порядка проведения судебного разбирательства, несвоевременное ознакомление представителей ответчика с материалами настоящего гражданского дела спустя месяц после его рассмотрения, дело не было оформлено надлежащим образом, в деле отсутствовал протокол судебного заседания.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Цыганкова Л.В. выражает согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
В целях противодействия коррупции Федеральным законом "О противодействии коррупции" для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, установлены определенные запреты и обязанности, в том числе обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и обязанность представлять сведения о своих расходах, а также установлено, что неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.
Положения статьи 13.1 названного Федерального закона устанавливают, что непредставление лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.
Пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" предусматривает, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Статья 59.3 указанного Федерального закона определяет порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, согласно которому взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3).
Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов (часть 3.1).
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона (часть 4).
Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (часть 5).
Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (часть 6).
Аналогичные нормы об основаниях увольнения в связи с утратой доверия и порядка применения дисциплинарных взысканий установлены в статьях 60 (2) и 60 (3) Закона Республики Хакасия "О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия".
Таким образом, законодательно определено, что наличие самого факта непредставления, представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства культуры Республики Хакасия N 181-к от 30.08.2017 года Цыганкова Л.В. принята на должность помощника министра на период исполнения полномочий исполняющей обязанности министра культуры Республики Хакасия Чаптыковой Т.В. до назначения министра с испытательным сроком 1 месяц.
30.08.2017 года Министерством культуры Республики Хакасия с Цыганковой Л.В. был заключен служебный контракт N 80-СК о прохождении государственной гражданской службы Республики Хакасия, по которому она обязалась исполнять обязанности по должности помощника (советника) министра культуры Республики Хакасия.
В указанную дату истцом составлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая принята кадровой службой 25.10.2017 года.
26.10.2017 года советником Министерства культуры Республики Хакасия ФИО12 составлена докладная записка о том, что после неоднократных напоминаний 25.10.2017 года Цыганковой Л.В. представлена справка. Объяснительная записка о предоставлении справки в столь поздний срок ею не представлена. В ходе проверки в базе данных ЕГРЮЛ и ЕГРП выяснилось, Цыганкова Л.В. является одним из учредителей ООО "данные изъяты" и владеет 20% (доли) уставного капитала номинальной стоимостью доли 2401 руб. Данные сведения не отражены в пункте 5.1 раздела 5 справки. Кроме того, Цыганковой Л.В. недостоверно указаны сведения о размере дохода за 2016 года по основному месту работы. В справке ею указано "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, а по справке Управления ФНС по Республике Хакасия ее доход за данный период составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Оснований в проведении заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства культуры Республики Хакасия и урегулирования конфликта интересов не имеется. Цыганкова Л.В. подлежит увольнению по пункту 2 части 1 статьи 59.2 Федерального Закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
30.10.2017 года ответчиком издан приказ N 232-к об увольнении Цыганковой Л.В. с должности помощника министра с 30.10.2017 года в связи с утратой доверия (пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального Закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации") Основанием увольнения послужила докладная записка от 26.10.2017 года.
Удовлетворяя исковые требования Цыганковой Л.В, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом в представленной ответчику справке правильно указан совокупный доход в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. за период работы в муниципальном автономном учреждении "данные изъяты" в течение 2016 года, и об отсутствии у истца обязанности включать в справку сведения об участии в хозяйственных обществах, поскольку в 2015 году она вышла из состава участников общества.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о правильности указания истцом в справке совокупного дохода в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. за период работы в муниципальном автономном учреждении "данные изъяты" в течение 2016 года, который подробно мотивирован в решении, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии у истца обязанности включить в справку сведения об участии в хозяйственных обществах.
В разделе 5 в пункте 5.1 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 года N 460, должны указываться акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах.
В представленной истцом справке в пункте 5.1 раздела 5 отсутствует указание на участие в каких-либо коммерческих организациях.
В тоже время выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выданная по состоянию на 20.10.2017 года, свидетельствует о том, что истец является учредителем (участником) ООО "данные изъяты" и ей принадлежит доля в размере 20% уставного капитала.
В подтверждение выхода из состава учредителей (участников) ООО "данные изъяты" истцом представлено заявление от 19.11.2015 года, подписанное остальными участниками общества и протокол общего собрания учредителей данного общества от 19.11.2015 года о ее выходе из состава учредителей и переходе ее доли к обществу.
В силу положений части 1 статьи 26 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок.
Согласно части 6 статьи 24 названного Федерального закона орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли. В случае, если в течение указанного срока доля или часть доли будет распределена, продана или погашена, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, извещается обществом путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документов, подтверждающих основания перехода к обществу доли или части доли, а также их последующих распределения, продажи или погашения. Документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений, а при продаже доли или части доли также документы, подтверждающие оплату доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения о распределении доли или части доли между всеми участниками общества, об их оплате приобретателем либо о погашении.
Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Следовательно, истец, являясь участником общества с ограниченной ответственностью, должна была знать порядок выхода из такого общества и то, что изменения в учредительные документы, включая состав участников, подлежат регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Несмотря на данные требования закона, зная, что заявление о выходе из ООО "данные изъяты" ею не было нотариально удостоверено, а также не проявив должной осмотрительности, выразившейся в том, что сведения о проведении регистрации соответствующих изменений в учредительные документы могли быть получены в налоговых органах либо у директора указанного юридического лица ФИО11, приходящейся матерью истцу, последняя внесла в справку недостоверные сведения об отсутствии у нее доли участия в хозяйственных обществах, что свидетельствует о совершении истцом коррупционного правонарушения, которое влечет, в том числе возможность увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия.
Оценивая обстоятельства совершения истцом коррупционного правонарушения, ее последующее поведение, а также то, что Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" установлены ограничения участия гражданских служащих в хозяйственных обществах, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности применения представителем нанимателя истца такого вида дисциплинарной ответственности как увольнение.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить ошибочность вывода суда первой инстанции о нарушении ответчиком процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности, выразившимся в неистребовании у нее объяснений до применения дисциплинарного взыскания, поскольку как указывалось выше установленный Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" порядок применения дисциплинарных взысканий за совершение правонарушений, перечисленных в статье 59.2 данного Закона, отличается от общего порядка. Данный порядок не лишает права гражданского служащего давать объяснения относительного совершенного им правонарушения, но при этом не устанавливает обязанности представителя нанимателя получать такие объяснения от гражданского служащего.
Кроме того, в докладной записке советника Министерства культуры Республики Хакасия от 26.10.2017 года указано на то, что истцу предлагалось дать объяснения по факту неуказания в справке сведений об участи в коммерческой организации, на что она ответила, что в справке все указано верно.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела привело к вынесению незаконного решения о восстановлении истца на работе, которое подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 27 ноября 2017 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Цыганковой Лилии Владимировны к Министерству культуры Республики Хакасия о признании приказа об увольнении незаконным, его отмене и восстановлении на работе отказать.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Г.П.Пархомович
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.