Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Биремовой А.А.
судей Гасановой Д.Г. и ФИО9
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Омарова А. Г. - Убайдулаевой Л. Р. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
В иске Омарова А. Г. к ООО "Махачкалинская городская электросетевая компания", третье лицо Администрация гор. Махачкалы об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: гор. Махачкала, "адрес", путем его переноса, отказать.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г, объяснения представителя Омарова А.Г. - Убайдулаевой Л.Р, просившей решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, представителя ООО "Махачкалинская городская электросетевая компания" и АО "Дагестанская сетевая компания" - Багаудиновой Э.У, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Омаров А. обратился в суд с иском к ООО "Махачкалинская городская электросетевая компания", третье лицо Администрация г.Махачкалы об устранении препятствий в пользовании земельным участком, путем переноса подстанции.
В обоснование иска Омаров А.Г. указывает, что согласно договору купли-продажи от "дата" ему принадлежит земельный участок, категории земли населенных пунктов для обслуживания детского сада, площадью 4 525 кв.м. и земельный участок категории земли населенных пунктов под хозяйственными постройками для производственных целей, площадью 5 950 кв.м, расположенный по адресу: г. Махачкала, "адрес".
После приобретения земельного участка выяснилось, что часть его занимает электрическая подстанция, принадлежащая ОАО "Махачкала горэлектросети". Нахождение данной подстанции на его земельном участке ограничивает его право собственности и не позволяет использовать земельный участок по своему усмотрению. На его земельном участке завершено строительство детского сада. Он обратился в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем переноса подстанции на другое место. "дата" Управлением согласовано место переноса подстанции, после чего, он обратился с заявлением в ОАО "Махачкала горэлектросети" с заявлением о переносе электрической подстанции по согласованному чертежу, но безрезультатно. Просит суд обязать ответчика ОАО "Махачкалинские горэлектросети" перенести электрическую подстанцию с его земельного участка, расположенного по адресу: гор. Махачкала, "адрес",21 на место, согласованное с Управлением Архитектуры и градостроительства г. Махачкалы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Омарова А. Г. - Убайдулаева Л. Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Она указывает на то, что у ответчика ОАО "Махачкалинские городские сети" отсутствуют документы на право пользования земельным участком, на котором установлена ТП N "ДРТ", в связи с чем, руководствуясь статьями 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 60, 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежали удовлетворению исковые требования Омарова А.Г. об устранении препятствий в пользовании данным земельным участком путем демонтажа ответчиком ТП N "ДРТ".
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно части 9 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обращает внимание суда, что сервитут в данном случае также не оформлен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Заявляя исковое требование об обязании ответчика перенести электрическую подстанцию с земельного участка, расположенного по адресу: г.Махачкала, "адрес" на согласованное УАиГ Махачкалы место, истец сослался на то, что он является собственником указанного земельного участка и ответчик препятствует ему в пользовании земельным участком.
Судом первой инстанции проверены указанные доводы истца, однако на суде они не подтвердились
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N выданного "дата", Омаров А.Г. (истец) является собственником земельного участка, площадью 5 950 кв.м, расположенного по адресу: гор. Махачкала, "адрес". Право собственности его зарегистрировано на основании договора купли - продажи земельного участка с нежилыми помещениями, заключенного между ОАО "Махачкалинский стекольный завод" и Омаровым А.Г. "дата".
Судом установлено, что на указанном земельном участке имеется трансформаторная подстанция ТП 57 ДРТ.
Земельный участок, на котором расположена подстанция, Постановлением Администрации гор. Махачкалы N от "дата", в числе других земельных участков, был закреплен за МУП "Махачкалинские горэлектросети", в последующем перешел к ответчику, ООО "МГЭСК".
В Постановлении указано закрепить земельные участки за МУП "Махачкалинские горэлектросети" согласно Приложению N, включить в Единый реестр муниципальной собственности города земельные участки, согласно Приложению N, переданные МУП "Махачкалинские горэлектросети" на правах хозяйственного ведения. В Приложение N под N значится спорная подстанция.
"дата" Постановлением Администрации гор. Махачкалы N утверждены размеры земельных участков, ранее закрепленных в постоянное пользование за МУП "Махачкалинские горэлектросети", согласно Приложению N.
В Приложении N под порядковым номером 11 значится трансформаторная подстанция ДРТ, расположенная по адресу: гор. Махачкала, "адрес" детский сад, N ТП 57, площадь 30,2 кв.м.
В последующем МУП "Махачкалинские горэлектросети" преобразовано в ОАО "Махачкалинские горэлектросети". В составе передаваемого ОАО "Махачкалинские горэлектросети" имущественного комплекса указан и спорный объект ТП 57 ДРТ.
По договору купли-продажи, от "дата" ОАО "Махачкалинские горэлектросети" продало спорный объект в числе другого имущества ООО "Инфраструктура, Инновации, Инвестиции", далее ООО "И, И, И". "дата" ООО "И, И, И" вложило недвижимое имущество, в то числе спорную подстанцию, в уставной капитал ООО "Махачкалинская городская электросетевая компания", которая "дата" передала имущество, в том числе подстанцию арендатору, АО "Дагестанская сетевая компания".
Таким образом, собственником спорной подстанции и надлежащим ответчиком по делу является ООО "Махачкалинская городская электросетевая компания" (ООО "МГЭСК").
В силу ч.3 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно статье 3 Федерального закона от "дата" N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", трансформаторная подстанция ТП 57 ДРТ относится к объектам электроэнергетики.
В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
При изложенных обстоятельствах земельный участок под трансформаторной станцией ТП 57 ДРТ в соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ относится к землям энергетики и с "дата" он закреплен за ООО "МГЭСК", который на законном основании, пользуется земельным участком, трансформаторной станцией ТП 57 ДРТ.
Исключить подстанцию из единой системы электроснабжения гор. Махачкалы невозможно без предварительного согласования и строительства новых кабельных линий и подстанций, подключения новой линии к сетям общего пользования и выбора места размещения невозможно
В соответствии с п.1 ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от "дата" N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Из материалов дела следует, доказательства о создании ответчиком препятствий истцу Омарову А. в осуществлении его прав собственника земельного участка, истцом в суд представлены.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что действиями ответчика не нарушаются законные права истца, является правильным, основан на материалах дела.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные законные права, свободы и охраняемые законные интересы.
Поскольку законные права истца действиями ответчика не нарушены, то суд правильно отказал в удовлетворении иска Омарова А.Г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком нарушаются права истца, при продаже истцу земельного участка не было указано, что участок был обременен, сервитуту не установлен и потому ответчик должен перенести подстанцию, место переноса было согласовано, несостоятельны.
Как установлено судом, земельный участок приобретен истцом Омаровым А.Г. в марте 2008 года. Спорный объект, трансформаторная электрическая подстанция, согласно паспорту N закрытого транспортного пункта и других материалов дела, введена в эксплуатацию в 1960 году. Земельный участок, на котором возведена подстанция является охранной зоной независимо от отсутствия регистрации сведений о границах охранных зон, поскольку, на момент возведения подстанции в 1960 году обязанность регистрации охранных зон объектов электросетевого хозяйства действующим на тот период законодательством не предусматривалась.
На момент приобретения земельного участка в N году истец знал о нахождении на нем электрической трансформаторной подстанции и о существовании ограничений на пользование земельным участком.
При приобретении земельного участка в собственность Омаров А.Г. должен был действовать разумно и осмотрительно.
В соответствии с Правилами установления охранных зон, утвержденных Постановлением правительства РФ от "дата" N, определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающих безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов элекросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с данными Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Доказательства о согласовании места переноса подстанции с УАиГ гор. Махачкалы, о выделении земельного участка постановлением администрации города под электрическую трансформаторную подстанцию с соблюдением охранной зоны, истцом в суд не представлены.
Представитель УАиГ гор. Махачкалы отрицал на суде первой инстанции наличие в указанной части, каких - либо договоренностей, решений по поводу переноса подстанции.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.