Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе председательствующего: Ибрагимовой А.М., судей Галимовой Р.С. и Сидоренко М.И., при секретаре Увайсове Э.А., рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе Гаджимагомедовой П.А. на решение Советского районного суда г.Махачкала от 30 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гаджимагомедовой П.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании отказа Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 18 сентября 2017 г. N 11-04.2-6507/17 незаконным и признании права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" за всеми членами семьи - отказать.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С, объяснения Гаджимагомедовой П.А, просившей решение суда отменить, судебная коллегия
Установила:
Гаджимагомедова П.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным отказа и признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указала, что согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" Гаджимагомедова П.А. вместе со своей семьей являются вынужденными переселенцами - участниками подпрограммы и стоят в очереди для получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Учетное дело находится в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и по списку истица состоит в очереди за N 12 с составом семьи 4 человека - истец, муж и двое сыновей.
В связи с тем, что вместе с истцом помимо супруга и сыновей проживают и две невестки и трое внуков она обратилась в Минстрой РД с заявлением о включении их в состав семьи при предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Минстрой РД письмом от 18 сентября 2017 г. N 11-04.2-6507/17 отказал, ссылаясь на то, что решение о предоставлении как вынужденному переселенцу государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения будет рассмотрено ими с учетом состава семьи 4 человека, так как в силу Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а другие родственники учитываются в случае, если они является членами семьи с даты регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем, либо если они признаны членами семьи в судебном порядке.
Истица считает, что это обстоятельство ущемляет право на получение государственного жилищного сертификата с учетом всех членов семьи. Отказ Минстроя РД считает незаконным по следующим основаниям.
Совместно с истицей проживают члены семьи:
1. супруг - Гаджимагомедов Г.Р, "дата". р.;
2. сын - Гаджимагомедов Р.Г, "дата" г.р.;
3. невестка - Гаджимагомедова П.И, "дата".р.;
4. внучка - Гаджимагомедова С.Р, "дата" г.р.;
5. внук - Гаджимагомедов Г.Р, "дата" г.р.;
6. сын - Гаджимагомедов Р.Г, "дата" г.р.;
7. невестка - Гаджимагомедова Ч.К, "дата" г.р.;
8. внучка - Гаджимагомедова М.Р, "дата" г.р.
Указанный состав семьи подтверждается справкой о составе семьи, выданной администрацией села Мамедкала.
Истица указывает, что в жилом помещении они ведут общее хозяйство, имеют совместный семейный бюджет, отношения характеризуются взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, ответственностью друг перед другом, факт совместного проживания в составе семьи снох и трех внуков подтверждается справкой о составе семьи, выданной администрацией села Мамедкала, свидетельствами о заключении брака, свидетельствами о рождении.
Просит суд признать отказ Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД 18 сентября 2017 г. N 11-04.2-6507/17 незаконным и признать право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" за всеми членами семьи: супруга, сыновей, невесток и внуков.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гаджимагомедова П.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения от 30 ноября 2017 года судом первой инстанции не была дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, а именно тому, что она проживает в селе Мамедкала Дербентского района Республики Дагестан и совместно с ней по указанному адресу проживают члены семьи, указанные в исковом заявлении. Ее сыновья женаты, соответственно у них есть дети, и их жены, дети - их внуки живут вместе семьей. В жилом помещении они ведут общее хозяйство, имеют совместный семейный бюджет, их отношения характеризуются взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, ответственностью друг перед другом. Факт совместного проживания в составе ее семьи снох и трех внуков подтверждается справкой о составе семьи, выданной администрацией сел.Мамедкала, свидетельствами о заключении брака, свидетельствами о рождении.
Считает, что судом не принято во внимание, что указанное выше право по признанию иных лиц членами семьи в судебном порядке предоставлено как Федеральным законом N467-ФЗ от 30 декабря 2015 года, так и постановлением Правительства РФ от 05.07.2016г. N 629 "О внесении изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
При обращении в Минстрой РД с заявлением о включении ее двух невесток и трех внуков в состав ее семьи при предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещении, ей пояснили, что их могут включить только в случае признания их в судебном порядке, так как сведения о них с даты регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем отсутствуют, но сведений о них быть и не могло, потому что, начиная с 1998 года, как она приобрела статус вынужденного переселенца и с 2003г, как она встала с семьей на учет в органе местного самоуправления, ее сыновья не были женаты, они были малолетними детьми на тот период.
Автор жалобы указывает, что уже 19 лет она, ее муж и их дети имеют статус вынужденного переселенца и вот уже почти 15 лет состоят на учете в органе самоуправления с составом своей семьи - как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Ее учетное дело было представлено на обозрение суда, но они судом не исследованы в полном объеме; за эти 19 лет состав ее семьи изменился, сыновья женились и семья увеличилась. Из-за отсутствия жилья они вынуждены жить одной семьей и вести одно общее хозяйство.
Признание в судебном порядке фактически проживающих с ней близких родственников членами ее семьи необходимо для получения государственного жилищного сертификата(ГЖС) для приобретения жилья с учетом всех членов семьи.
Представитель ответчика по доверенности Аскерова Р.И. представила отзыв на апелляционную жалобу с просьбой принять законное постановление и рассмотреть дело в отсутствие представителя Минстроя РД. Представитель ответчика по доверенности Аскерова Р.И. указывает, что в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 (далее подпрограмма), Минстрой РД является уполномоченным органом по оформлению и выдаче администрациям муниципальных районов и городских округов государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, и включенных Управлением Федеральной миграционной службы по РД в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в администрациях муниципальных районов и городских округов на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Гаджимагомедова П.А. является участником подпрограммы с составом семьи 4 человека.
В сводном списке вынужденных переселенцев, участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательствам" по Республике Дагестан на 2017 год Гаджимагомедова П.А. включена с составом семьи 4 человека ? истица, супруг и двое сыновей.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство является членами семьи с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Как усматривается из учетного дела Гаджимагомедовой П.А. сведения о других членах семьи - двух невесток и троих внуков с даты регистрации ходатайства о признании её вынужденным переселенцем отсутствуют. Судебного решения о признании их членами семьи в материалах дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Распоряжением администрации Дербентского района от 03.03.2003 N 198 истица поставлена на учет на улучшение жилищных условий по категории "Вынужденные переселенцы" с составом семьи из четырех человек.
Судом установлено, что в сводном списке вынужденных переселенцев, участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательствам" по Республике Дагестан на 2017 год Гаджимагомедова П.А. включена с составом семьи 4 человека - истица, ее супруг и двое сыновей.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020гг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Из подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, следует, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Суд отказывая в удовлетворении требований Раджабовой П, указал, в том числе, на то, что истицей не представлены доказательства того, что на момент регистрации ее ходатайства о признании вынужденным переселенцем указанные в иске лица вели с ней общее хозяйство. Возражая против данного вывода суда, апеллянт указывает на то, что они и не могли быть ее членами семьи, поскольку в ту пору ее сыновья били малолетними, они стали членами семьи после как ее сыновья женились и у них родились дети.
Соглашаясь с правильным по существу решением суда, судебная коллегия полагает, что исходя из совокупности положений ст. 52 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", п. п. 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845, учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно пп. "б" п. 17 Правил, членами семьи вынужденного переселенца - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в пп. "а" - "е" п. 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснению Минрегионразвития России от 07.12.2012 N ВФ10/8-1565 членами семьи гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети самого получателя сертификата.
Таким образом, поскольку Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы не предусматривают включение внуков, снох в состав семьи получателя сертификата, то суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований истицы.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что снохи и несовершеннолетние внуки зарегистрированы и проживают совместно с истицей, являющейся вынужденным переселенцем, не может служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку данные обстоятельства сами по себе не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о признании указанных лиц членами семьи истца и включение их в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Разрешая дело, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкала от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.