Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.
при секретаре Джамалдиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедгаджиева М.М. к МВД по РД, ЗАО "Макс" и АО СК "Арсеналъ" о взыскании страховой выплаты и неустойки по апелляционной жалобе представителя ООО "Страховая компания "Арсеналъ" Ларина А.Ю. на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 13 ноября 2017 года, которым постановлено:
"Иск Магомедгаджиева М.М. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "СК Арсеналъ" в пользу М.а М. М. недоплаченную сумму страховой выплаты в связи с установлением истцу второй группы инвалидности в размере "." рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере "." рублей, а всего "." рублей.
В остальной части - в иске отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х, выслушав объяснения представителя ООО СК "Арсеналъ" по доверенности Р.А. Васильева, просившего решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, возражения представителя МВД по РД по доверенности Раджабовой М.М, представителя ЗАО "МАКС" по доверенности Гринченко П.А, представителя заинтересованного лица- ОМВД по Кизлярскому району, истца Магомедгаджиева М.М и его представителя Расулова Р.А, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, Судебная коллегия,
Установила:
Магомедгаджиев М.М. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по РД, ЗАО "Макс" и АО СК "Арсеналъ" о взыскании страховой выплаты и неустойки.
Иск мотивирован тем, что он проходил службу по контракту в органах внутренних дел на различных должностях.
Приказом МВД по Республике Дагестан от "дата" N N уволен из органов внутренних дел по п. 1 ч. 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
Заключением военно-врачебной комиссии МСЧ МВД России по Республике Дагестан от "дата" N истец признан не годным к службе в органах внутренних дел по категории "Д" с формулировкой "Военная травма".
Решением Бюро N - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ему установлена "." группа инвалидности с 09 июня 2016г. и ООО "Страховая компания "Арсеналъ" выплатила ему страховую сумму в размере "." рублей с учетом индексации.
В последующем, при переосвидетельствовании в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел, решением Бюро N - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Дагестан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ему была установлена "." группа инвалидности с 27 января 2017 г.
Таким образом, после повышения группы инвалидности в течение года с момента увольнения из ОВД ему должны были выплатить разницу между "." и "." группой инвалидности ( "." рублей).
Государственный контракт (от "дата" N N обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации в 2016 году был заключен со страховой компанией "Арсеналъ". Обязательства по указанному государственному контракту распространялись на все страховые случаи, имевшие место с 1 января по 31 декабря 2016 г.
В 2017 г. государственный контракт (от "дата" N N обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации был заключен со страховой компанией ЗАО "МАКС". Обязательства по указанному государственному контракту распространялись на все страховые случаи имевшие место с 1 января по 31 декабря 2017 г.
Просит взыскать с ответчиков солидарно недоплаченную разницу страхового возмещения и неустойку в размере 1% за каждый день просрочки.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Страховая компания "Арсеналъ" Ларин А.Ю. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
12 сентября 2016 года между МВД России и ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" был заключен Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации N N
Согласно условиям Государственного контракта от "дата", обязательства общества распространяются на все страховые случаи, имевшие место с 1 января по 31 декабря 2016 года.
Как следует из предоставленных документов, установление истцу инвалидности "." группы произошло 27 января 2017 года, то есть - после окончания срока действия контракта.
Федеральным законом от 02 июля 2013 N 165-ФЗ, статья 6 Федерального закона от N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих... " (далее - Федеральный закон 52-ФЗ) была изложена в новой редакции, в том числе пункт 2 названной статьи, которым установлено, что страховщик несет обязанность о выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона, и наступили в период действия договора страхования.
Таким образом, Федеральный закон N52-ФЗ (в соответствии с которым был заключен Контракт) ограничивает ответственность страховщиков сроком действия государственного контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания ища инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил, установление застрахованному лицу инвалидности I группы после 31 декабря 2016 года не является страховым случаем, подпадающим под действие Государственного контракта N от "дата"
По условиям Государственного контракта N от "дата" на ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" не возложена обязанность несения обязательств по выплате страховых сумм по страховым случаям, наступившим за пределами срока действия Контракта.
Страховые случаи, имевшие место после 31 декабря 2016 года, подпадают под действие Государственного контракта на 2017 год, заключенного со страховщиком, выбранным по итогам проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
9 июня 2016 года истцу была присвоена "." группа инвалидности. В связи с наступлением страхового случая, ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ АРСЕНАЛЪ" выплатило истцу "." руб. страхового возмещения (с учетом индексации), что подтверждается платежным поручением N от "дата" и не оспаривается истцом.
27 января 2017 года истец прошел процедуру переосвидетельствования, в результате чего ему была установлена "." группа инвалидности. Таким образом, установление истцу "." группы инвалидности в 2016 г. (первичное) и установление истцу "." группы инвалидности (повторно) по итогам переосвидетельствования являются самостоятельными событиями (страховыми случаями), первый из которых подпадает под действие государственного контракта N от "дата", второй - под действие государственного контракта за 2017 год.
Установление инвалидности (первичное) и установление инвалидности (повторное) являются страховыми случаями, предусмотренными Федеральным законом 52-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 4 Федерального закона 52-ФЗ перечень документов не регламентирует предоставление отдельного пакета документов на случай "повышения группы инвалидности" и не может регламентировать, т.к. "повышение группы инвалидности" не является отдельным страховым случаем и отдельным основанием для выплаты страхового возмещения. К страховым случаям относится "установление инвалидности" той или иной группы.
Обязательство о выплате страховой суммы по страховому случаю 2017 года возлагается на страховщика, заключившего договор обязательного государственного страхования на 2017 год.
Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" на 2017 год не заключало.
На 2017 год Государственный контракт страхования жизни и здоровья, действующих и уволенных сотрудников МВД, Государственный контракт страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников (в том числе уволенных) Росгвардии заключен с ЗАО "МАКС".
Страховщиком, ответственным за выплату истцу страховой суммы, является ЗАО "МАКС". Советским районным судом г. Махачкалы ошибочно сделан вывод о том, что страхование сотрудников ОВД, уволенных со службы, действующим законодательством не предусматривается.
Согласно п.2 ст. б Федерального закона 52-ФЗ договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены ст. 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
Истец был последовательно застрахован по двум государственным контрактам: 1) по Государственному контракту от "дата" на период с 01 января 2016 года до 31 декабря 2016 года включительно;
2) по Государственному контракту обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников МВД, заключенному между МВД РФ и ЗАО СК "МАКС" на период с 01 января 2017 г. до истечения
одного года с даты увольнения.
Вопреки тому, что истец был уволен до начала действия Государственного контракта между МВД России и ЗАО "МАКС", важным для наступления ответственности по выплате страхового случая той или иной страховой компании является дата наступления страхового случая, т.е. 27 января 2017 года, и, следовательно, наступление страхового случая произошло в период действия Государственного контракта между МВД России и ЗАО "МАКС".
Согласно Приложению к Государственному контракту N N от "дата", заключенного между ЗАО "МАКС" и МВД России под номером "." группы риска указаны "застрахованные лица из числа уволенных сотрудников органов внутренних дел", при этом страховым риском признается "установление инвалидности "." группы до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные в период прохождения службы".
С учетом вышеизложенного, на момент наступления страхового случая - установления истцу второй группы инвалидности до истечения одного года с момента увольнения, истец являлся застрахованным в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ и заключенным на его основании Государственным контрактом ЗАО СК "МАКС", и имеет право на получение страховой суммы с учетом положений п. 2 ст. 5 Федерального закона 52-ФЗ, обязательства по выплате, которой возложена на ЗАО СК "МАКС".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Согласно п.2 ст.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников осуществляется на условиях и в порядке, определенном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Из содержания ст.1 приведенного Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ следует, что застрахованными лицами в рамках обязательного государственного страхования являются военнослужащие, сотрудники иных органов, подлежащие обязательному государственному страхованию, а также граждане, уволенные с военной службы (службы в иных органах) в течение одного года после окончания военной службы (иной службы).
В соответствии с ч.1 и 2 ст.6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
Согласно п.1 и 4ст.11 указанного выше Федерального закона, выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статье 4 Федерального закона N 52-ФЗ от 28 марта 1998 года определены страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования. Так, согласно п.4 названной статьи признается страховым случаем: установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Статья 5 указанного закона устанавливает размеры страховой суммы, и также определяет, что если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Судом установлено, что 12 сентября 2016 года между МВД России и ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" был заключен Государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации N N, (далее - Государственный контракт от "дата").
Согласно условиям Государственного контракта от "дата", обязательства Общества, распространяются на все страховые случаи, имевшие место с 01 января по 31 декабря 2016 года.
Согласно пункту 1.1. Контракта, предметом названного Контракта является страхование в 2016 году жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников Росгвардии, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Пунктом 13.1 Контракта установлен срок его действия с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Согласно условиям Контракта, не является страховым случаем, подпадающим под его действие, установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, если такое увольнение с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов произошло в течение 2016 года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Магомедгаджиев М.М. уволен по п.1 ч.3 ст. 82 ( в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) ФЗ РФ от 30 ноября 2011г. N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) на основании приказа МВД по РД от "дата"г. N.
09 июня 2016 года решением Бюро N - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РД" Министерства труда и социальной защиты РФ Магомедгаджиеву М.М. установлена "." группа инвалидности.
По указанному страховому случаю, ответчиком по делу ООО "СК "АРСЕНАЛЪ" Магомедгаджиеву М.М. выплачена страховая сумма в размере "." рублей (с учетом индексации).
Указанное признается и ответчиком ООО "СК "АРСЕНАЛЪ", указывая, что Магомедгаджиеву М.М. выплачена "." руб. страхового возмещения (с учетом индексации), что подтверждается и платежным поручением N от "дата".
Обстоятельства установления истцу "." группы инвалидности и произведенной страховой выплаты по третьей группе инвалидности, сторонами не оспариваются.
27 января 2017 года истец прошел процедуру переосвидетельствования, в результате чего ему была установлена "." группа инвалидности. Ответчик данное обстоятельство считает наступлением страхового случая.
С таким доводом суд апелляционной инстанции согласиться не может с учетом следующего.
Согласно части четвертой ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым условиями признания гражданина таковым являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Согласно пункту 1 указанных Правил, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2).
В соответствии с п.25 Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
В пункте 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом признаны:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно п.11 Правил в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Сторонами не оспаривается, что инвалидом истец признан 09 июня 2016 года, а страховым случаем, в силу ст.4 ФЗ N52 - ФЗ от 28 марта 1998 года, считается установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы.
В последующем проводятся переосвидетельствования и изменение или подтверждение группы инвалидности, что нельзя признать новым страховым случаем.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта1998 N52-ФЗ, если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Тщательно исследовав фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт усиления ранее установленной инвалидности не может рассматриваться в качестве отдельного страхового случая, датой наступления страхового случая (установления застрахованному лицу группы инвалидности) в данном случае следует считать 09 июня 2016 года, и обязательства по доплате страховой суммы в связи с усилением группы инвалидности возлагаются на страховщика, в период действия Государственного контракта которого наступил страховой случай.
Суд также правильно определил, что истец не является застрахованным лицом по Государственному контракту от "дата", заключенному между ЗАО "МАКС" и Министерством внутренних дел Российской Федерации в силу прямого указания на то в законе.
Магомедгаджиев М.М. уволен со службы в органах внутренних дел 18 мая 2016 года, что подтверждается выпиской из приказа МВД по Республике Дагестан N от "дата".
Поскольку страхование сотрудников органов внутренних дел, уволенных со службы, действующим законодательством не предусматривается, а Магомедгаджиев М.М. был уволен до начала действия Государственного контракта, заключенного между ЗАО "МАКС" и Министерством внутренних дел Российской Федерации, ЗАО "МАКС" в данном случае обязательств по осуществлению страховой выплаты нести не может.
Выводы суда первой инстанции в части требований о взыскании штрафа и неустойки также являются основанными на законе, и оснований не соглашаться с ними у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 13 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.