Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Секериной О.И,
Решетниковой И.Ф, Алешко О.Б,
Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Петросян А. Г, действующей в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Петросян А. Г, действующей в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты" к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Комплексный центр социального облуживания населения "адрес"" о взыскании убытков.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петросян А.Г, действующая в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты". обратилась в суд с исковым заявлением к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "адрес"" о взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований указала, что она является опекуном несовершеннолетнего "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ года рождения на основании постановления *** от ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ из материалов личного дела "данные изъяты". ей стало известно о том, что отец ребенка не установлен и "данные изъяты" является круглым сиротой.
Размер страховой части трудовой пенсии детям - круглым сиротам определяется как сумма двух страховых частей трудовых пенсий по случаю потери кормильца за каждого умершего родителя. В силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях " детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит перерасчету в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 и частями 3 и 4 настоящей статьи, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов каждого из умерших родителей, не учтенных по состоянию на день их смерти.
Администрации "адрес" Алтайского края в лице КГБУСО "Заря" стало известно о том, что "данные изъяты" является круглым сиротой и имеет право на получение пенсии как круглый сирота после вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГ об исключении сведений об отце из актовой записи о рождении ребенка.
При этом "данные изъяты" до настоящего времени получал пенсию только по потери кормильца и не получал пенсию как круглый сирота в связи с тем, что администрация "адрес" Алтайского края в лице КГБУСО "Заря" не обратилась с заявлением о назначении пенсии круглой сироте "данные изъяты". в Пенсионный фонд.
В настоящее время истцом в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты". подано заявление в Пенсионный фонд о назначении ему пенсии как круглой сироте, но при этом "данные изъяты". получит перерасчет своей пенсии только за 12 месяцев, предшествовавших обращению.
Право "данные изъяты" на получение пенсии по потере двух родителей возникло ДД.ММ.ГГ и указанное право нарушено органом опеки и попечительства Администрации "адрес" Алтайского края. Администрация "адрес" в лице органов опеки и попечительства не приняла всех мер для реализации прав несовершеннолетнего "данные изъяты". на получение пенсии в том размере, в котором это право у ребенка возникло.
По указанным обстоятельствам истцом была направлена жалоба в прокуратуру "адрес". В рамках проведения проверки установлено, что КГБУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря", воспитанником которого в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлся "данные изъяты". не обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. В целях устранения выявленных нарушений директору КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения "адрес"" внесено представление. Исполнение требований вынесенного прокурором "адрес" представления невозможно, так как назначение и выплата пенсии за период предшествующий обращению невозможно. В связи с этим "данные изъяты". по вине ответчика причинены убытки в виде недополученной пенсии и получить ее иным образом как взыскав убытки, возникшие у "данные изъяты". из-за бездействий ответчика не представляется возможным.
Как подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу "данные изъяты". на ДД.ММ.ГГ сумма поступлений на счет с капитализацией банка составила *** Полагает, что сумма должна быть учтена вместе с процентами, начисленными банком, так как при поступлении пенсии в увеличенном размере при тех же условиях, проценты так же были бы начислены банком и убытки несовершеннолетнего составили в сумме ***
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила взыскать с Краевого государственного Бюджетного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "адрес"" в пользу "данные изъяты" убытки в размере ***
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен отдел опеки и попечительства Администрации "адрес" Алтайского края.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отказано в удовлетворении исковых требований Петросян А.Г. в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты"
С данным решением не согласился истец Петросян А.Г, действующая в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты", в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд при вынесении решения не принял во внимание круг обязанностей ответчика перед несовершеннолетним, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации". Данным Постановлением, среди прочих, закреплена обязанность по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Ответчик, у которого несовершеннолетний находился под надзором, не обеспечил защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, чем причинил последнему убытки. Указанные обстоятельства установлены проверкой прокуратуры "адрес".
Судом сделан необоснованный вывод при отсутствии каких-либо доказательств о том, что у ответчика не имелось возможности обратиться с заявлением в пенсионный фонд о перерасчете пенсии. Полагает, что у ответчика имелись все необходимые документы для обращения с соответствующим заявлением.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Петросян Д.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчика Батьканов В.Ю, Павлов А.В. с доводами жалобы не согласились.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствие с п.п.3 п.1 ст.11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ", право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 этого же Федерального Закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право в том числе на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.
Согласно ч.1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти их родителей, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке и попечительстве", задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются защита прав и законных интересов подопечных, обеспечение достойного уровня жизни подопечных, обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
При этом, в соответствии со ст.6 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно ч.2 ст.123 Семейного Кодекса Российской Федерации до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведение учета таких детей возложена в силу закона (ч.2 ст.121 Семейного Кодекса Российской Федерации) на органы опеки и попечительства. Также органы опеки и попечительства после определения формы устройства для ребенка осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации оказывающие социальные услуги.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.
Согласно п. 1 ст. 152.2 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
В соответствии со ст.28 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями "данные изъяты" ДД.ММ.ГГ года рождения в свидетельстве о рождении от ДД.ММ.ГГ указаны: отец "данные изъяты" мать "данные изъяты".
Мать "данные изъяты". - "данные изъяты". умерла ДД.ММ.ГГ.
На момент смерти "данные изъяты". несовершеннолетний "данные изъяты" проживал с ней.
ДД.ММ.ГГ отделом опеки и попечительства Администрации "адрес" несовершеннолетний "данные изъяты". был направлен в КГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря".
В период нахождения "данные изъяты". в КГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря" несовершеннолетнему был открыт вклад в ОАО "Сбербанк России", а также ДД.ММ.ГГ учреждением направлено заявление в ГУ Управления ПФ РФ в "адрес" и "адрес" о назначении "данные изъяты". пенсии по потери кормильца.
Решением ГУ Управления ПФ РФ в "адрес" и "адрес" от ДД.ММ.ГГ, несовершеннолетнему "данные изъяты" назначена пенсия по потери кормильца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с перечислением денежных средств на расчетный счет открытый на имя несовершеннолетнего.
Решением ГУ Управления ПФ РФ в "адрес" и "адрес" от ДД.ММ.ГГ, несовершеннолетнему "данные изъяты" назначена социальная пенсия по потери кормильца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с перечислением денежных средств на расчетный счет открытый на имя несовершеннолетнего.
Постановлением Администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О признании оставшимся без попечения родителей несовершеннолетнего "данные изъяты"" несовершеннолетний "данные изъяты". был признан оставшимся без попечения родителей, так как мать ребенка, "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ умерла, отец, "данные изъяты", устранился от воспитания и содержания сына.
Решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ из актовой записи *** от ДД.ММ.ГГ, составленной отделом ЗАГС администрации "адрес" Алтайского края о рождении "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца "адрес" Алтайского края, исключены сведения об отце "данные изъяты". Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ (л.д.163).
Таким образом несовершеннолетний "данные изъяты", ДД.ММ.ГГ года рождения, стал относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГ Администрацией "адрес" Алтайского края вынесено постановление, согласно которому несовершеннолетний "данные изъяты". определен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
ДД.ММ.ГГ Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации на "данные изъяты". выдана путевка *** о зачислении его в КГБОУ "Бийский специальный (коррекционный) детский "адрес" для детей с ограниченными возможностями здоровья".
ДД.ММ.ГГ состоялась передача несовершеннолетнего ребенка в детский дом, что подтверждается актом передачи несовершеннолетнего.
Обращаясь в суд с требованиями о взыскании убытков, истец указала на непринятие ответчиком мер по реализации прав несовершеннолетнего, выразившегося в необращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии как ребенку умершей одинокой матери.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
При этом исходил из того, что пребывание "данные изъяты" в КГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря" носило временный характер и у ответчика не имелось возможности обратиться с заявлением в пенсионный фонд о перерасчете пенсии.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Убытки, причиненные незаконными действиями органов государственной власти, являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, а поэтому она наступает при наличии одновременно трех элементов: противоправность действий должностного лица государственного органа; вина причинителя вреда; наличие причинной связи между противоправными действиями должностного лица государственного органа и наступившими негативными последствиями для гражданина в виде определенного размера убытков.
Как усматривается из материалов дела, несовершеннолетний "данные изъяты" находился в КГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря" в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края, которым исключены из актовой записи о рождении сведения об отце "данные изъяты". вынесено ДД.ММ.ГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ.
После вынесения указанного решения, ДД.ММ.ГГ ответчиком было получено новое свидетельство о рождении "данные изъяты"
Во исполнение постановления администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ об определении "данные изъяты". в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, ДД.ММ.ГГ КГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря" были направлены подлинники всех документов несовершеннолетнего "данные изъяты". в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для получения путевки.
ДД.ММ.ГГ "данные изъяты". на основании полученной путевки от ДД.ММ.ГГ отчислен из приюта.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства данного дела, принимая по внимание непродолжительный период нахождения несовершеннолетнего в приюте после возникновения права на пенсию как ребенку умершей одинокой матери, а также принятые ответчиком меры по оформлению передачи ребенка в учреждение общественного воспитания, судебная коллегия полагает у ответчика не имелось объективной возможности обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении несовершеннолетнему пенсии по иному основанию.
При том судебная коллегия также учитывает положения п. 1 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации о том, что права и обязанности у ответчика возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанную организацию.
Однако, как следует из пояснений представителя ответчика КГУСО "Краевой социальный приют для детей и подростков "Заря" в заседании суда апелляционной инстанции такого акта при передачи "данные изъяты". в приют не составлялось.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает в данном случае отсутствует совокупность необходимых элементов для возложения гражданско-правовой ответственности на ответчика (противоправность действий должностного лица государственного органа; вина причинителя вреда; наличие причинной связи между противоправными действиями должностного лица государственного органа и наступившими негативными последствиями для гражданина в виде определенного размера убытков).
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы жалобы о том, что проверкой прокуратуры был установлен факт допущенных ответчиком нарушений на правильность вывода суда по существу не влияет, в связи с чем не могут быть признаны заслуживающими внимания.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны истца при рассмотрении дела, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Петросян А. Г, действующей в интересах несовершеннолетнего "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.