Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Ковалюк Л.Ю, Титовой В.В,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца ФИО1 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2017 года по административному делу по административному иску ФИО1 к начальнику федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" ФИО2, Врио начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" ФИО3, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" об оспаривании постановления о переводе в помещение камерного типа, действий должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1. обратился в суд с административным иском к начальнику федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее - ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю, исправительное учреждение) ФИО2, Врио начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО3, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю, с учетом уточнений просил:
признать незаконным постановление Врио начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ о переводе ФИО1 в помещение камерного типа сроком на 4 месяца;
признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю при переводе ФИО1 в помещение камерного типа по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания ДД.ММ.ГГ;
признать незаконными действия начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю, выразившиеся в отказе в выдаче за счет собственных средств, имеющихся на счете ФИО1, копий всех постановлений администрации исправительного учреждения о наложении дисциплинарных взысканий в отношении ФИО1, начиная с 2010 года, а также по каждому из нарушений рапорты, объяснения осужденного, объяснения свидетелей и заключения врача при водворении в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) и помещение камерного типа (далее - ПКТ).
Заявленные требования обоснованы тем, что постановлением начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ административный истец переведен в помещение камерного типа, находящееся на территории исправительного учреждения, сроком на 4 месяца. Данная мера применена в связи с тем, что ДД.ММ.ГГ ФИО1, находясь на прогулке по территории исправительного учреждения, был без куртки х/б.
Данное постановление административный истец считает незаконным, поскольку какие-либо нормы закона он не нарушал. Указывает, что действительно ДД.ММ.ГГ находился на прогулке, был солнечный день, в связи с чем он снял с себя куртку х/б и повесил ее на руку. Форма одежды установленного образца изготовлена из очень плотной ткани темного цвета, которая препятствует попаданию солнечных лучей на кожу осужденного, а получение организму солнечного света необходимо. Из содержания пункта 16 главы 3 Приказа Минюста России от 16 июня 2016 года N 295 не следует, что осужденные должны находиться круглосуточно в полном комплекте одежды, которая утверждена начальником исправительного учреждения, и не имеют право снять с себя головной убор, куртку х/б или куртку утепленную.
Кроме того, порядок вынесения постановления не был соблюден, нарушены нормы ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно: объяснения ФИО1 не были приняты и приобщены к материалу; при вынесении постановления не учтены обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение; наложенное взыскание не соответствует тяжести и характеру нарушения; при переводе в помещение камерного типа не проведен медицинский осмотр.
ДД.ММ.ГГ административный истец обратился с заявлением к начальнику исправительного учреждения о предоставлении ему за счет собственных средств, имеющихся на счете, копии всех постановлений администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю о наложении дисциплинарных взысканий в отношении ФИО1, начиная с 2010 года, а также по каждому из нарушений рапорты, объяснения осужденного, объяснения свидетелей, и заключение врача при водворении в ШИЗО и ПКТ.
Начальником исправительного учреждения ДД.ММ.ГГ дан ответ *** об отказе в предоставлении запрашиваемых документов, поскольку в соответствии с п. 23 приказа Минюста России от 15 августа 2007 года N 161-дсп "Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и личных исправительных учреждений" личное дело является основным учетным документом на осужденного и имеет гриф ограниченного распространения, в связи с чем копии документов могут быть предоставлены только по запросу суда или прокуратуры.
Данные действия начальника исправительного учреждения административный истец считает незаконными и нарушающими его права.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2017 года требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1, действующий через своего представителя ФИО8, просит отменить решение суда. Ссылается на то, что судом не дана оценка доводам административного истца о том, что пунктом 16 главы 3 Приказа Минюста России от 16 июня 2016 года N 295 не предусмотрена обязанность осужденного находиться круглосуточно в полном комплекте одежды; является неверным вывод суда об отсутствии заявления самого осужденного о предоставлении копий документов о привлечении его к дисциплинарной ответственности, поскольку такое заявление было подано его представителем, действующим на основании доверенности; вопреки выводам суда, ФИО1 просил предоставить ему копий некоторых документов из личного дела, а не личное дело в целом, а указание на возможность в соответствии с Инструкцией направлять личные дела на осужденных только по запросам прокуратуры или суда о законности действий начальника исправительного учреждения не свидетельствует; не учтены положения п. 110 Приказа N 295 от 16 декабря 2016 года, предусматривающего возможность копирования за счет средств осужденного судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных; считает, что отказывая осужденному в выдаче копий постановлений о наложении взыскания и сопутствующих к ним документов, нарушается конституционное право на судебную защиту по их оспариванию.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО7 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО7 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя административного ответчика ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Частью 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В силу ч.ч. 2, 4 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья.
В соответствии с п. 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила) осужденные обязаны, в том числе, носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Приказом начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю от 06 марта 2017 года N 123 утверждено четыре образца ношения формы одежды для осужденных (приложение N 25). Согласно примечанию к приложению N 25 в зависимости от погодных условий, без учета времени года, допускается ношение свитера трикотажного под курткой костюма хлопчатобумажного. Форма одежды N 1-3 доводится осужденным ежедневно ДПНК посредством громкоговорящей связи после подъема осужденных первой смены.
Как следует из материалов дела, ФИО1 осужден ДД.ММ.ГГ Алтайским краевым судом по п. "а, б" ч. 3 ст. 162, п. "а" ч. 3 ст. 126, п. "а, б" ч. 3 ст. 161, ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 69, ч. 1 ст. 209, п. "а" ч. 4 ст. 162, п. "в" ч. 4 ст. 162, п. "а" ч. 4 ст. 162, п. "б" ч. 4 ст. 162, п. "в" ч. 4 ст. 162, п. "а" ч. 4 ст. 162, п. "в" ч. 4 ст. 162,п. "ж" ч. 2 ст. 105, п. "з" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167, ч. 1 ст. 222, ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 24 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГ в 09-46 час. начальником отряда ФИО4 было выявлено нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что ФИО1 находился в изолированном участке отряда *** (строгие условия содержания) с нарушением формы одежды, а именно без костюма х/б установленного образца (в спортивных штанах и голым торсом), чем нарушил п. 16 Правил.
Постановлением Врио начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО3 за допущенное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденный ФИО1 переведен в помещение камерного типа сроком на 4 месяца.
Факт допущенного ФИО1 нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений подтверждается рапортами начальника отряда ФИО4 от ДД.ММ.ГГ (л.д. 41), младшего инспектора ОБ ФИО5 от ДД.ММ.ГГ (л.д. 42).
В связи с отказом ФИО1 дать письменное объяснение по факту допущенного нарушения ДД.ММ.ГГ должностными лицами исправительного учреждения ФИО4, ФИО5, ФИО6 в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации составлен соответствующий акт (л.д. 43).
Суд при разрешении дела правильно применил материальный закон, оценил в совокупности представленные сторонами доказательства, доводы административного истца и пришел к обоснованному выводу о том, что мера взыскания в виде перевода в помещение камерного типа была применена к ФИО1 правомерно, с соблюдением установленного порядка.
Довод жалобы о том, что пункт 16 Правил не запрещает осужденным при необходимости снимать с себя одежду и не обязывает всегда ее носить, опровергается содержанием данного пункта, обязывающего осужденного носить одежду установленного образца.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о законности отказа в удовлетворении требований о признании незаконным ответа начальника исправительного учреждения ФИО2 от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в предоставлении копий документов из личного дела осужденного ФИО1
Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ ФИО8, действующая по доверенности от ФИО1, обратилась к начальнику ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении за счет собственных средств, имеющихся на счете ФИО1, на основании п.п. 110, 111 Порядка копий всех постановлений администрации исправительного учреждения о наложении дисциплинарных взысканий на ФИО1, начиная с 2010 года, а также по каждому из нарушений рапорты, объяснения осужденного, объяснения свидетелей, заключения врача при водворении в ШИЗО и ПКТ (л.д. 10).
Ответом начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** в предоставлении копий запрашиваемых документов отказано со ссылкой на то, что в соответствии с п. 23 Приказа Минюста России от 15 августа 2007 года N 161-дсп "Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений" (далее - Инструкция) личное дело является основным учетным документом на осужденного и имеет гриф ограниченного распространения. Разъяснено, что запрашиваемые документы могут быть предоставлены по запросу суда или прокуратуры (л.д. 11).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Главой XVII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений урегулирован порядок приобретения осужденными продуктов питания, вещей, предметов и оказания им дополнительных услуг.
В частности, пунктами 110 и 111 Правил предусмотрено, что к дополнительным услугам, оказываемым по инициативе осужденных и оплачиваемым за счет их собственных средств, относятся копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных. Дополнительные услуги, оплачиваемые осужденными за счет собственных средств, предоставляются по их заявлению на имя начальника ИУ. Услуги могут быть оказаны в пределах денежных средств, имеющихся на лицевом счете осужденного.
Отказывая в предоставлении копий запрашиваемых документов, начальник исправительного учреждения сослался на п. 23 Инструкции.
Данным пунктом Инструкции предусмотрено, что личное дело является основным учетным документом на осужденного и имеет гриф ограниченного распространения "Для служебного пользования".
Пункт 37 Инструкции предусматривает порядок ознакомления осужденного с материалами личного дела, а именно с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденных с этими документами производится путем прочтения ему их вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудников спецотдела.
Таким образом, положения пунктов 23, 37 Инструкции и пункта 110 Правил не исключают возможности для осужденного воспользоваться услугами по копированию документов, имеющихся в его личном деле, за счет собственных средств.
В связи с данными обстоятельствами отказ начальника исправительного учреждения в предоставлении копий материалов личного дела осужденного со ссылкой на п. 23 Инструкции нельзя признать законным.
Кроме того, в оспариваемом ответе указано, что запрашиваемые документы могут быть предоставлены по запросу суда или прокуратуры. Однако данный порядок, согласно п. 36 Инструкции, предусмотрен для предоставления личного дела осужденного, а не копий отдельных его материалов.
Доводы административных ответчиков о том, что сам ФИО1 лично не обращался с таким заявлением, не могут быть приняты, поскольку данное обстоятельство основанием для отказа не являлось.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным отказа начальника исправительной колонии в предоставлении за счет средств осужденного копий документов из личного дела, выраженном в ответе от ДД.ММ.ГГ ***.
В этой части судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении административного иска и возложении на начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю обязанности повторно рассмотреть заявление представителя ФИО1 - ФИО8 от ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании отказа начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в выдаче копий документов из личного дела осужденного ФИО1.
Принять в этой части новое решение.
Признать незаконными действия начальника федерального казенного учреждения "Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", выразившиеся в ответе от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в выдаче копий документов из личного дела осужденного ФИО1.
Возложить на федеральное казенное учреждение "Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" обязанность повторно рассмотреть заявление представителя ФИО1 - ФИО8 от ДД.ММ.ГГ в установленном законом порядке.
В остальной части решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 октября 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.