Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Абдуллине Р.В,
с участием Гизамова Г.Ф. - защитника,
Ахмадуллина А.Д. - инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ,
в отсутствие Ишимбаева А.Д. - лица, привлеченного к административной ответственности, согласно его заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ Ахмадуллина А.Д. на постановление судьи Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 января 2018 г, которым:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Ишимбаева... на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекращено,
УСТАНОВИЛА
15 декабря 2017 года инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ Ахмадуллиным А.Д. в отношении Ишимбаева А.Д. составлен протокол 02АП N052162 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому 15 декабря 2017 года в 23 часа 26 минут на адрес РБ Ишимбаев А.Д, управляя автомобилем.., государственный регистрационный знак.., оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а именно отказался передавать инспектору ДПС ГИБДД документы для проверки и пытался скрыться от привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.
16 декабря 2017 г. дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Постановлением судьи Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 января 2018 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Ишимбаева А.Д. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ Ахмадуллин А.Д. просит об отмене постановления судьи межрайонного суда и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на ошибочность выводов судьи об отсутствии в действиях Ишимбаева А.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. По мнению инспектора, подавшего жалобу, судья не выяснил все обстоятельства дела, не допросил свидетелей, не истребовал показания технических средств, что и привело к принятию необоснованного постановления.
Ишимбаев А.Д, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ Ахмадуллин А.Д. поддержал доводы своей жалобы, пояснив, что исправление в протокол он не вносил, иначе вынес бы определение об исправлении описки с участием понятых, т.к. Ишимбаев А.Д, находясь в состоянии опьянения, отказывался сообщить свои данные и предоставить документы, сесть в патрульную машину, отталкивал сотрудников полиции, пытался скрыться во дворе дома, и не подписывал никакие документы. Протоколы об административном правонарушении были составлены на месте остановки машины с участием понятых. О рассмотрении дела он не извещался, является сотрудником ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ, а не ОГИБДД ОМВД РФ по Бакалинскому району РБ. У него имеется видеозапись правонарушения, которая судьей не истребовалась.
Защитник Ишимбаева А.Д. - Гизамов Г.Ф. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что постановление судьи межрайонного суда является законным и обоснованным.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РБ Ахмадуллина А.Д, защитника Гизамова Г.Ф, прихожу к выводу, что постановление судьи Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 января 2018 г. подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, образует неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья межрайонного суда пришел к выводу, что в действиях Ишимбаева А.Д. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ. По мнению судьи, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие оказание водителем Ишмбаевым А.Д. неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, поскольку протокол об административном правонарушении содержит исправление даты его составления, т.е. не соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Между тем, при рассмотрении дела судья межрайонного суда не учел следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Положениями статьи 26.1 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.11 КоАП Российской Федерации установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обязанности полиции перечислены в части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции). В частности, на полицию возлагается обязанность: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение.
Частью 1 статьи 13 Закона о полиции предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о полиции воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство.
Судья первой инстанции в постановлении указал, что протокол об административном правонарушении, а также объяснения понятых не могут являться доказательства наличия состава административного правонарушения в действиях Ишимбаева А.Д.
Учитывая изложенное, в том числе объяснения Ишимбаева А.Д, данные при рассмотрении дела в межрайонном суде, судья прекратил производство по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
В судебном заседании Верховного Суда Республики Башкортостан просмотрен диск с видеофайлами, представленный инспектором Ахмадуллиным А.Д, в которых зафиксированы обстоятельства задержания Ишимбаева А.Д, установления его личности и проверки (истребования) документов на автомобиль. Содержание видеофайлов при внимательном изучении ставит под сомнение выводы, изложенные в постановлении судьи межрайонного суда, учитывая поведение водителя автомобиля... включая его ответы на поставленные инспекторами ДПС вопросы, а также подтверждает обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 15 декабря 2017 года.
Принимая во внимание изложенное выше, выводы судьи, изложенные в постановлении от 10 января 2017 г, сделаны без учета положений статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, а оценка собранных по делу доказательств произведена без соблюдения требований статьи 26.11 КоАП РФ, в связи с чем постановление не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан необходимо учесть изложенное, установить все подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельства, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе при необходимости заслушать сотрудников полиции и понятых, просмотреть видеозапись, принять законное и обоснованное постановление, исходя из установленных обстоятельств.
Срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ не истек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
РЕШИЛА:
постановление судьи Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 января 2018 года отменить, возвратив дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Исмагилова Г.А..
дело N12-166/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.