Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Фроловой Т.Е,
судей Родионовой С.Р. и Хакимова А.Р.
при секретаре Хамитовой Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьяновой Татьяны Сергеевны к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на объекты недвижимости в порядке наследования по закону,
по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гурьянова Т.С. обратилась в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на объекты недвижимости в порядке наследования по закону.
В обоснование исковых требований указала, что 11 марта 2007 г. умер ее отец Е.С.Е, являвшийся единоличным собственником жилого дома общей площадью 28,9 кв.м, гаража литер Г, сарая литер Г2, бани литер Г4 по адресу адрес.
Завещание Е.С.Е. составлено не было.
По утверждению истицы, наследственные права после смерти Е.С.Е. никем оформлены не были, его единственный наследник первой очереди по закону - дочь Гурьянова Т.С. - приняла открывшееся наследство фактически, поскольку с момента смерти отца до настоящего времени зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу адрес, несет расходы по содержанию данного жилого помещения.
Просила суд установить факт принятия ею открывшегося после смерти отца наследства, признать за ней право собственности на указанные выше объекты в порядке наследования по закону после смерти Е.С.Е.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2017 г. данные требования истца были удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит приведенное решение отменить, считает его незаконным, указала, что кадастровая и техническая документация на спорные объекты в материалы дела не представлена, отсутствует заключение эксперта о соответствии их требованиям действующего законодательства и нахождении в границах жилой зоны Ж-1; земельный участок по адресу адрес Едренкиным не выделялся, в представленных документах имеются несоответствия относительно его площади. Изложенное, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о том, что спорные объекты являются самовольными постройками, а потому не подлежат включению в наследственную массу. Также указала о расхождениях в написании отчества наследодателя в свидетельствах о его рождении и смерти, свидетельстве о рождении истицы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Гурьяновой Т.С. - Бикбулатова Ф.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 ГК РФ, статья 36 СК РФ), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 ГК РФ, статьи 33, 34 СК РФ).
По смыслу приведенных норм закона, предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что являлся их субъектом на день открытия наследства.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Как следует из статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях.
На основании статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
На основании статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю деньги.
Указанные нормы конкретизированы в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании": под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В силу статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По смыслу закона, совместное проживание наследника с наследодателем на момент открытия наследства свидетельствует о вступлении его во владение или управление наследственным имуществом, поскольку предполагает фактическое принятие им наследства, даже если такое жилое помещение не является собственностью наследодателя и не входит в состав наследства.
В общем пользовании наследодателя и совместно проживающего с ним наследника имеется имущество (предметы домашней обстановки и обихода), которое принадлежало в том числе и наследодателю.
Таким образом, под наследником понимается лицо, призванное к наследованию и совершившее односторонние действия, выражающие его волю получить наследство, то есть стать субъектом соответствующих прав и обязанностей в отношении наследственного имущества.
По смыслу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных истицей требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что по адресу адрес расположены жилой дом 1926 года постройки, гараж литер Г, сарай литер Г2, баня литер Г4.
Сведения о зарегистрированных правах на данные объекты, правопритязаниях на них, правах требования, арестах (запрещениях) в Управлении Росреестра по РБ отсутствуют.
При этом, в материалах дела имеются сведения о том, что в апреле 1988 г. Исполнительным комитетом Уфимского городского Совета народных депутатов БАССР было принято решение N10/322-1 об узаконении индивидуальных жилых домов в черте г. Уфы (л.д. 42).
В технических паспортах по состоянию на 21 июля 1999 г. и 11 мая 2017 г. указание о самовольном возведении спорных построек отсутствует. В технических паспортах и в справке ГУП БТИ РБ собственником спорного имущества указан Е.С.Е. (л.д. 8-25, 46-61, 40).
Из архивной выписки N 1967 от 17 мая 2013 г. следует, что в похозяйственной книге д. Ст. Александровка за 1691-1963 г. по лицевому счету N 552 значатся Едренкины: ныне покойные глава семьи Е.О.А. и ее супруг, их сын Е.С.Е. с супругой Е.Р.И. (умерла в 2005 г.) и дочерью Едренкиной (в настоящее время - Гурьяновой) Т.С. Жилой дом 1926 года постройки указан в качестве личной собственности хозяйства (л.д. 5).
Е.С.Е. был зарегистрирован и проживал по адресу адрес рождения вплоть до своей смерти 11 марта 2007 г. (л.д. 18, 4).
Оценив данные обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд пришел к верному выводу о принадлежности спорных жилого дома и надворных построек, расположенных по адресу: адрес Е.С.Е. на праве единоличной собственности.
Кроме того, суд учел, что завещание Е.С.Е. составлено не было, с заявлениями о принятии открывшегося после его смерти наследства никто в установленный срок к нотариусу не обратился (л.д. 6, 37).
При этом, из материалов дела видно, что Гурьянова Т.С. (дочь Е.С.Е. и его супруги Е.Р.И, умершей в 2005 г.) на момент смерти наследодателя была зарегистрирована и проживала совместно с наследодателем по адресу адрес. После смерти отца Гурьянова Т.С. осталась проживать в указанном жилом помещении и состоять на регистрационном учете по адресу адрес, несла расходы на содержание дома и надворных построек(л.д. 18-19).
Данные обстоятельства объективно усматриваются из справки и акта о проживании, показаний свидетеля Е.М.М. (соседа наследодателя), предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ (л.д. 16, 71-72).
Ответчиком факт принятия истицей открывшегося после смерти Е.С.Е. наследства не оспорен и не опровергнут, требований о признании данного имущества выморочным им не заявлено.
Таким образом, с постановленным по делу решением об удовлетворении заявленных истицей требований судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты являются самовольными постройками, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Так, правомерность возведения спорных жилого дома и надворных построек, их принадлежность Е.С.Е. на праве единоличной собственности объективно усматривается из представленных материалов, исследованных судом в их совокупности и системной взаимосвязи.
Как следует из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Так, согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Между тем, в апелляционной жалобе имеется ссылка на расхождения в написании отчества наследодателя в свидетельствах о его рождении и смерти, свидетельстве о рождении истицы.
Однако указанные доводы и обстоятельства предметом рассмотрения в суде первой инстанции не являлись, соответственно, не могут быть приняты и рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Более того, факт родственных отношений истицы и наследодателя (как дочери и отца) следует из исследованных судом доказательств и никем в установленном порядке не оспорен.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Е. Фролова
Судьи: С.Р. Родионова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Г.З. Фахрисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.