Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И,
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Павловой Е.С. на решение Приволжского районного суда города Казани от 27 октября 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление Павловой Е.С. к Феоктистову А.А. и Филатовой С.А. об установлении фактов нахождения на иждивении и принятия наследства оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Павловой Е.С, ее представителя Гимадеевой Н.И, в поддержку доводов жалобы, ответчика Феоктистова А.А, согласившегося с доводами апелляционной жалобы, представителя ответчика Филатовой С.А. - Назиповой Ф.Н, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова Е.С. обратилась в суд с иском к Феоктистову А.А, Филатовой С.А. об установлении фактов нахождения на иждивении и принятия наследства.
В обоснование требований указала, что до 09 марта 1994 года состояла в браке с Феоктистовым А.И. После расторжения брака они и Феоктистов А.И, вплоть до его смерти "дата" продолжали проживать вместе, вели совместное хозяйство. При жизни и до своей смерти Феоктистов А.И. содержал истца, фактически она находилась на его иждивении, поскольку получаемая им пенсия значительно превышала ее собственную.
После смерти Феоктистова А.И. открылось наследство, которое состоит из земельного участка и жилого строения в с/т "Дружба" за... в поселке Чепчуги, Высокогорского района, жилого строения - 1/8 доли в квартире, расположенного по адресу: "адрес" и гаража, находящегося по адресу: "адрес". Общая сумма наследственного имущества составляет 1 270 927 рублей.
Среди его родственников, претендующих на наследство - сын Феоктистов А.А, "дата" рождения и дочь Филатова С.А, "дата" рождения.
В течение установленного законом срока истец не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако ею были совершены действия, являющиеся фактически принятием наследства.
Истцом было получено во владение наследственное имущество: земельный участок и жилое строение в с/т "Дружба" за... в поселке Чепчуги Высокогорского района, доля в квартире, расположенная по адресу: "адрес", а также же медали и документы на их получение.
Действия по фактическому принятию истцом наследства были совершены в течение срока, установленного для принятия наследства со дня открытия наследства.
Установление фактов нахождения на иждивении и принятия наследства истцу необходимо для получения наследства.
На основании изложенного, истица просила суд установить факт ее нахождения на иждивении Феоктистова А.И, факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти Феоктистова А.И.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Ответчик Феоктистов А.А. иск признал.
Ответчик Филатова С.А. иск не признала.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Павлова Е.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что до смерти сожителя находилась на его иждивении, финансовая помощь, оказываемая Феоктистовым А.И. являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, ее представитель, жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Ответчик Феоктистов А.А. просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Филатовой С.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (часть 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 года N 9 "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" суды должны иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п, необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации к наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 данного Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
При отсутствии других наследников по закону указанные в пункте 2 настоящей статьи нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди. (части 3 статьи 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку истец не входит в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации, то обязательным условием призвания его к наследованию после смерти Феоктистова А.И. как нетрудоспособного иждивенца является не только совместное проживание с наследодателем не менее года до смерти наследодателя, но и получение им полного содержания и систематической помощи от наследодателя, которые бы являлись для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно разъяснениям подпункта "в" пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при определении наследственных прав в соответствии и со статьями 1148 и 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Как правильно указал суд первой инстанции, закон предусматривает возможность наследования лицом имущества наследодателя в случае его постоянного проживания с наследодателем в течение года и нахождения его на иждивении, то есть получения от наследодателя помощи, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Из материалов дела видно, что до 09 марта 1994 года Павлова Е.С. и Феоктистов А.И. состояли в браке. "дата" Феоктистов А.И. умер.
К наследству умершего Феоктистова А.В. Павлова Е.С. не была призвана, поскольку в родственных отношениях не состояла, завещание в пользу истца не составлялось.
Из справки, выданной начальником ЖКУ, следует, что Феоктистов А.И. с 13 сентября 2013 года по день смерти - "дата" проживал по адресу: "адрес", совместно с ним проживали: Феоктистова Ю.А. (сноха), Феоктистова Г.А. (внучка), Феоктистова А.А, (внучка) и Павлова Е.С. (бывшая супруга).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец Павлова Е.С. не может быть признана лицом, находящимся на иждивении наследодателя Феоктистова А.И, поскольку содержание, предоставляемое истцу Феоктистовым А.И, было меньше ее собственного дохода.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Из материалов дела видно, что среднемесячный доход истца на момент смерти сожителя составлял 13 367 рублей 82 копейки, среднемесячный доход Феоктистова А.И. (включающий его пенсию и доходы от трудовой деятельности) - 19 282 рубля 96 копеек.
При суммировании среднемесячных доходов истца и ее сожителя среднедушевой доход составил 16 325 рублей 39 копеек.
Таким образом, после смерти Феоктистова А.И. размер среднемесячного дохода Павловой Е.С. снизился в 1,22 раза (16 325,39/13 367,82) то есть содержание, предоставлявшееся истцу сожителем, не превышало ее собственный доход.
Доводы Павловой Е.С. о том, что в марте 2016 года Феоктистов А.И. снял со счета в банке и потратил на личные нужды и содержание истца более 40000 рублей, судом первой инстанции проверены и не нашли своего подтверждения.
Истец не представила достаточных, допустимых и относимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что денежные средства полученные со счета в банке Феоктистов А.И. тратил, в том числе, и на её содержание.
Таким образом, доказательств нахождения Павловой Е.С. на иждивении Феоктистова А.И, который при жизни систематически оказывал бы ей такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию суду не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что собственные доходы истца достаточны для обеспечения необходимых жизненных потребностей, а потому доводы о получении постоянной материальной помощи со стороны умершего сожителя не могут свидетельствовать о том, что эта помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию в силу недостаточности собственных доходов.
По данным основанием судом также было отказано в удовлетворении производного требования - об установлении факта принятия Павловой Е.С. наследства, открывшегося после смерти Феоктистова А.И..
Решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 27 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Павловой Е.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.