Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Фахрутдиновой Р.А,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Салиховой Р.Г. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 25 августа 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Салиховой Раисы Генадьевны к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Салиховой Р.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салихова Р.Г. обратилась к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее по тексту Минобрнауки РТ) с иском о признании незаконным решения Министерства обрнауки РТ N... от 27 февраля 2017 года, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,
В обоснование требований указано, что 21 февраля 2017 года истица обратилась в Минобрнауки РТ с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Решением Минобрнауки РТ N... от 27 февраля 2017 года истице отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Салихова Р.Г. с данным решением не согласна.
Салихова Р.Г. родилась "дата" рождения, её отец ФИО1 умер "дата", мать ФИО2 умерла "дата". Постановлением Главы администрации Лениногорского района и г. Лениногорска N... от 24 января 2005 года за истицей закреплена жилая площадь по адресу: "адрес", где она состояла на регистрационном учёте до04 февраля 2016 года. Кроме истицы по данному адресу были зарегистрированы еще шесть человек, квартира состоит из трёх комнат, общей площадью 55,4 кв. м, жилой - 39,3 кв. м. 05 февраля 2010 года на основании выписки из протокола N... заседания жилищной комиссии Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Салихова Р.Г. включена в льготный список сирот на получение жилья с 21 января 2010 года. До настоящего времени данное решение не отменено и не признано незаконным, решением органа местного самоуправления она с учёта не была снята.
16 сентября 2011 года истица совместно со своим супругом ФИО3 приобрели в ипотеку в совместную собственность квартиру общей площадью 35,7 кв. м, расположенную по адресу: "адрес", где она проживает со своей семьёй, включая супруга и сына. При этом истица и её сын ФИО4 были зарегистрированы по адресу: "адрес".
29 июля 2014 года Салихова Р.Г. с супругом продали данную квартиру свекрови ФИО5 за 600000 рублей.
С 04 февраля 2016 года Салихова Р.Г. с сыном зарегистрированы в квартире по адресу: "адрес". Таким образом, в настоящее время в квартире по указанному адресу зарегистрированы и проживают истица, ее супруг и сын, а собственником данной квартиры является свекровь ФИО5, при этом обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет 11,9 кв. м, т.е. менее учётной нормы. Истица считает, что жилищные условия она намеренно не ухудшала, её действия по реализации принадлежащей ей на праве собственности 1/2 доли квартиры не свидетельствует о намеренном ухудшении имеющихся жилищных условий, поскольку приходящаяся на каждого из проживавших в квартире членов семьи площадь жилого помещения до его реализации составляла менее 12 кв. м.
В суде первой инстанции Салихова Р.Г. иск поддержала.
Представитель Минобрнауки РТ иск не признал.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Салихова Р.Г. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции. Отмечает, что учётная норма при постановке на учёт составляет 12 кв. м общей площади жилого помещения и 9 кв. м - жилой площади. Указывает, что намеренно не ухудшала свои жилищные условия; в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции Салихова Р.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Минобрнауки РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 годаN 8-ЗРТ законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия;
2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
К заявлению о включении в список прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты, документ, удостоверяющий личность законного представителя и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении ребенка-сироты полностью дееспособным (эмансипированным), документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или об отсутствии у ребенка-сироты жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации, а также документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания ребенка-сироты на момент подачи заявления.
Уполномоченный орган организует работу по проверке представленных и (или) полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и не позднее 30 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган принимает решение о включении либо об отказе во включении их в список.
Решение о включении либо об отказе во включении детей-сирот в список может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 годаN 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что Шкарина (после регистрации брака Салихова) Раиса Генадьевна родилась "дата".
Отец истцы ФИО1 умер "дата", мать ФИО2 умерла "дата", что подтверждается свидетельствами о смерти.
Согласно постановлению Администрации Лениногорского района и г. Лениногорска N... от 26 октября 2000 года опекуном несовершеннолетней Шкариной Р.Г. назначена ФИО6.
Постановлением Администрации Лениногорского района и г. Лениногорска N... от 24 января 2005 года за Шкариной Р.Г. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации Лениногорского района и г. Лениногорска N... от 26 сентября 2005 года отменено попечительство над Шкариной Р.Г, она устроена на полное государственное обеспечение в "данные изъяты".
Согласно выписке из протокола N... заседания жилищной комиссии Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" от 05 февраля 2010 года Шкарина Р.Г. включена в льготный список сирот на получение жилья с 21 января 2010 года.
23 июня 2011 года Шкарина Р.Г. зарегистрировала брак с ФИО3.
16 сентября 2011 года Салихова Р.Г. и ФИО3 приобрели в совместную собственность квартиру "адрес", общей площадью 37,5 кв. м.
Согласно выписке из домовой книги в квартире по адресу: "адрес" зарегистрированы ФИО3 с 07 февраля 2012 года; Салихова Р.Г. и их несовершеннолетний сын ФИО4 с 04 февраля 2016 года. До регистрации по вышеуказанному адресу Салихова Р.Г. с несовершеннолетним сыном состояли на регистрационном учёте в квартире "адрес", общей площадью 55,4 кв. м, в которой помимо истицы с сыном зарегистрированы еще шесть человек.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии при Минобрнауки РТ N... от 02 июня 2014 года Салихова Р.Г. исключена из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, имеющая регистрацию по адресу: "адрес", в связи с наличием в собственности жилого помещения.
09 июля 2014 года ФИО3, Салихова Р.Г. на основании договора купли-продажи произвели отчуждение квартиры по адресу: "адрес" матери супруга истицы - ФИО5, право собственности последней на указанную квартиру зарегистрировано11 августа 2014 года.
21 февраля 2017 года Салихова Р.Г. обратилась к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Решением заместителя министра образования и науки РТ от 27 февраля 2017 года Салиховой Р.Г. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть до совершения таких действий такие граждане не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 19 июня 2006 года N 19 "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам" установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и составляет не более 9 кв. м жилой площади жилого помещения на одного члена семьи или 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как правильно установлено судом первой инстанции, с момента приобретения квартиры "адрес" и по настоящее время, несмотря на отчуждение данной квартиры своей свекрови, истица с членами своей семьи проживает по указанному адресу. При этом зарегистрирована по данному адресу истица лишь с 04 февраля 2016 года, снявшись с регистрационного учета с сыном из квартиры "адрес", жилая площадь которой закреплена за ней на основании постановления Администрации Лениногорского района иг. Лениногорска N... от 24 января 2005 года.
Кроме того, квартира "адрес", приобретённая Салиховыми Р.Г. и ФИО3 для совместного проживания, отчуждена последними спустя месяц с момента исключения истицы из реестра детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Салиховой Р.Г, поскольку последняя сознательно совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий, в целях включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, продав принадлежащую ей долю в праве собственности на квартиру и снявшись с регистрации из ранее закреплённого за ней жилого помещения. Поскольку с момента ухудшения заявителем жилищных условий прошло менее 5 лет, постановка Салиховой Р.Г. на жилищный учёт в соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
При таких обстоятельствах ссылки в апелляционной жалобе на то, что на каждого члена семьи Салиховой Р.Г. приходится менее установленной Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от 19 июня 2006 года N 19 учётной нормы, не влияют на правильность принятого решения, поскольку в данном случае усматривается умышленное совершение истицей действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью принятия её на учёт по обеспечению жилым помещением, выразившихся в отчуждении принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества и снятии с регистрационного учёта из закреплённого за ней жилого помещения.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных требований, которые были предметом оценки суда, нашедшей свое отражение в мотивировочной части судебного акта и не нуждающейся в дополнительной правовой аргументации. Ссылок на новые обстоятельства, которые не были бы предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 25 августа 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Салиховой Р.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.