Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Фахрутдиновой Р.А,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ушаковой Л.Ю. - Афанаьева А.Н. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Ушаковой Л.Ю, действующей в интересах несовершеннолетней Ушаковой Е.Д, к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны о понуждении предоставить жилое помещение вне очереди, заключить договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушакова Л.Ю, действующая в интересах несовершеннолетней Ушаковой Е.Д, обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны (далее по тексту - ИК МО г.Набережные Челны) о понуждении предоставить вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда на территории г.Набережные Челны, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. и с учетом права Ушаковой Е.Д. на дополнительную жилую площадь, заключить с ней договор социального найма на предоставление жилого помещения. В обоснование иска указано, что дочь истца Ушакова Е.Д, "дата" года рождения, является инвалидом, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата".., при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N817 имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается заключением ВК... от "дата". Постановлением ИК МО г.Набережные Челны от 31 мая 2012 года... семья истца, как имеющая двух детей - инвалидов и супруга ветерана боевых действий, составом семьи из пяти человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Семья принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в списке граждан указанной категории числится за... Однако в предоставлении жилого помещения ей отказано в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений. На основании договора купли-продажи от "дата" семья истца за счет собственных средств и за счет средств предоставленного ипотечного займа приобрели в долевую собственность двухкомнатную "адрес". В данной квартире проживают и зарегистрированы истец, ее супруг- Ушаков Д.А. и их дети - Ушаковы И.Д, Е.Д, Е.Д.; другого жилья семья истца не имеет.
В судебном заседании Ушакова Л.Ю. и ее представитель Афанасьев А.Н. иск поддержали.
Представитель ИК МО г.Набережные Челны - Таишева А.Р. исковые требования не признала.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Ушаковой Л.Ю. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, податель жалобы указывает, что действующие нормы жилищного законодательства предусматривают обязанность государства обеспечить инвалида жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п.1 ст.5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184 - Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации также подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 того же Федерального закона. При этом п. 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил.
Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета.
Согласно п.3 Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется: по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.
В соответствии с п.17 Правил обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Пунктом I Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
Из материалов дела следует, Согласно свидетельству о рождении I... Ушакова Л.Ю. является матерью Ушаковой Е.Д, "дата" года рождения.
Согласно справке серии.., Ушаковой Е.Д. установлена группа инвалидности категория "ребенок-инвалид".
Согласно заключению ВК... от 06 июня 2016 года, Ушакова Е.Д. страдает заболеванием, входящим в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь", страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N378 "Об утверждении перечня форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Согласно письму ИК МО г.Набережные Челны N12/-906 от 15 мая 2017 года в предоставлении жилого помещения Ушаковой Л.Ю. отказано в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений. При этом сообщено, что семья Ушаковой Л.Ю. имеет право на внеочередное предоставление жилья, в списке граждан указанной категории по состоянию на 01 января 2017 года числится за N141.
Как видно из копии свидетельства о государственной регистрации права от 10 декабря 2014 года, на основании договора купли-продажи квартиры от 04 декабря 2014 года, Ушаковой Л.Ю, Ушакову Д.А. принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждому в праве, двухкомнатная квартира 2, общей площадью 50,1 кв.м. "адрес"; зарегистрировано обременение ипотека в силу закона.
Согласно справке с места жительства N7925 от 05 июля. 2017 года, в "адрес" зарегистрированы и проживают супруги Ушакова Л.Ю, Ушаков Д.А, их сын - Ушаков И.Д, их дочери - Ушакова Е.Д, Ушакова Е.Д.
Постановлением ИК МО г.Набережные Челны от 31 мая 2012 года N2984 Ушакова Л.Ю, имеющая двух детей - инвалида и супруга - ветерана боевых действий, составом семьи из пяти человек, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Судом первой инстанции отмечено, что органы муниципальной власти наделены полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер но обеспечению инвалидов жилыми помещениями лишь в том случае, если претендующие на меры социальной поддержки инвалиды являются малоимущими. В ином случае обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями ст.ст. 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что органы муниципальной власти в данном случае не наделены полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов в том случае, если они не являются малоимущими.
Поскольку доказательств признания истца малоимущей суду не представлено, то вывод суда об отсутствии у ИК МО г.Набережные Челны обязанности по внеочередному обеспечению истца жилым помещением является правильным.
В целом доводы жалобы повторяют доводы искового заявления и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 ноября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ушаковой Л.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.