Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А.Сахиповой,
судей А.Р. Гаянова, Л.Р. Субботиной,
при секретаре судебного заседания Д.Д. Саягфаровой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2017 года, которым иск М.Л.Кладова удовлетворен частично, постановлено: обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ включить Кладову Михаилу Леонидовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы:
- с 05 декабря 1985 года по 31 декабря 2004 года, с 01 августа 2005 года по 31 августа 2005 года, с 01 января 2008 года по 22 апреля 2009 года в должности прораба в Алексеевском Райпо.
Признать право М.Л. Кладова на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста с 29 декабря 2016 года.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ назначить М.Л. Кладову пенсию с 29 декабря 2016 года.
Взыскать с ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ в пользу МЛ. Кладова 300 (Триста) рублей, в счет возврата государственной пошлины.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан - И.А. Пузыревой, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя М.Л. Кладова - Р.М. Шагвалиева, возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Л. Кладов обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и возложении обязанности по ее назначению.
В обоснование требований указано, что решением ответчика от 17 января 2016 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано ввиду отсутствия специального стажа.
Полагая решение незаконным, уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истец просил суд включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 01 января 2005 года по 31 декабря 2007 года, с 05 декабря 1985 года по 31 декабря 2004 года, с 01 августа 2005 года по 31 августа 2005 года, с 01 января 2008 года по 22 апреля 2009 года.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования истца не признал.
Представитель третьего лица Алексеевского районного потребительского общества РТ в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержала.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального права. При этом указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих занятость истца на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте сооружений и других объектов.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из подпункта "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" для учета период выполнения работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N2 от 1991 года в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" названы должности "производители работ" (код 2290000б-24441).
В Разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, были указаны "прорабы".
Согласно действующему Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 существует должность - производитель работ (прораб) (в строительстве). Наименование должности "прораб" является сокращенным наименованием должности "производитель работ".
Установлено, что решением от 17 января 2016 N1208475/16 ответчик по мотиву отсутствия требуемого стажа 12 лет 6 месяцев, отклонил заявление истца о назначении испрашиваемой пенсии, при этом не зачел в специальный стаж, среди прочих, периоды его работы с 05 декабря 1985 года по 31 декабря 2004 года, с 01 августа 2005 года по 31 августа 2005 года, с 01 января 2008 года по 22 апреля 2009 года в должности прораба в Алексеевском Райпо.
Разрешая спор, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что истец был занят на работах с тяжелыми условиями труда, что предоставляет ему право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из совокупности исследованных по делу доказательств: записей трудовой книжки истца; справки Алексеевского Райпо от 09 октября 2017 года N146; Актам приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения, за 1987, 1988,1991,1995, 1996,1998 годы; протоколов отчетно-выборных собраний уполномоченных пайщиков Алексеевского Райпо; архивным документам исполкома Алексеевского муниципального района РТ за 1985-2009 годы усматривается, что в периоды с 05 декабря 1985 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 31 июля 2005 года, с 01 августа 2005 года по 31 августа 2005 года, с 01 января 2008 года по 22 апреля 2009 года, истец работал в должности прораба в Алексеевском Райпо, которое в указанные периоды занималось капитальным строительством и в учреждении имелась строительная бригада.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в указанной части правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы жалобы о том, что отсутствуют доказательства, подтверждающие занятость истца на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте сооружений и других объектов, направлены на переоценку установленных судом на основании письменных доказательств обстоятельств. Сведений о выполнении истцом иных работ в спорный период материалы дела не содержат. Доказательств того, что истец не работал полный рабочий день в должности прораба, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Ссылки ответчика на то, что льготные условия работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в оспариваемые периоды не подтверждены сведениями персонифицированного учета, коллегия считает не состоятельными.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорные периоды работы истца, не должно повлечь для М.Л.Кладова неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии записи в трудовой книжке о льготной профессии, подтвержденной совокупностью других письменных доказательств, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии. Кроме того, закон допускает подтверждение характера работы любыми письменными доказательствами, что и было принято во внимание судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в рамках судебного разбирательства, получившую правовую оценку в оспариваемом решении.
Судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.