Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С,
судей Калимуллина Р.Я, Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Кардашовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиЯнсона А.С. апелляционную жалобу Сушковой Галины Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 08 декабря 2017 года, которым Сушковой Г.Н, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, отказано в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью "Лачын" о защите прав потребителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Сушковой Г.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Лачын" Фаттаховой А.М, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сушкова Г.Н, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лачын" о защите прав потребителя. В обоснование иска указано, что с 12 декабря 2016 года Сушкова Г.Н. является опекуном своей несовершеннолетней внучки ФИО1, которой с июля 2017 года на праве собственности принадлежит квартира "адрес". С момента установления опеки Сушкова Г.Н. несёт бремя содержания указанного жилого помещения, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг, производя оплату из денежных средств, выдаваемых на содержание несовершеннолетней ФИО1
Сушкова Г.Н. обратилась к ответчику с заявлением об открытии нового финансового лицевого счёта без указания задолженности, образовавшейся до декабря 2016 года, однако в этом управляющей организацией истцу было отказано со ссылкой на наличие задолженности по оплате расходов на капитальный ремонт жилого дома. Истец полагает названный отказ незаконным, поскольку указанная в платёжном документе сумма задолженности образовалась по причине неисполнения предыдущим опекуном ФИО1 - ФИО2, умершим "дата", обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги. Кроме этого, до ноября 2016 года в указанном жилом помещении был зарегистрирован и проживал ФИО3, который являлся потребителем жилищно-коммунальных услуг, однако их оплату не производил. Истец полагает, что платежи за указанное жилое помещение должны начисляться управляющей организацией с момента установления опеки Сушковой Г.Н. над несовершеннолетней ФИО1.
Поскольку ответчиком нарушаются права истца как потребителя услуг на получение достоверной информации об их стоимости посредством отражения в едином платёжном документе задолженности по оплате услуг, образовавшейся по вине иных лиц до установления опеки Сушковой Г.Н. над несовершеннолетней ФИО1, истец просила возложить на управляющую организацию обязанность заключить с несовершеннолетней ФИО1 договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг по квартире "адрес", открыть на имя несовершеннолетней ФИО1 новый финансовый лицевой счёт без указания задолженности, а также взыскать в пользу несовершеннолетней в компенсацию морального вреда 3000 рублей.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Сушкова Г.Н, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на его незаконность. Повторяя позицию, изложенную истцом в суде первой инстанции, податель жалобы указывает на необоснованность действий ответчика по включению в платёжный документ суммы задолженности по жилищно-коммунальным платежам, образовавшейся до установления опеки Сушковой Г.Н. над несовершеннолетней ФИО1, с указанием на то обстоятельство, что указанная сумма задолженности образовалась по вине ФИО3, который до ноября 2016 года был зарегистрирован в указанном жилом помещении и являлся потребителем жилищно-коммунальных услуг, однако их оплату не производил. Также автором жалобы выражается несогласие с выводом суда о неисполнении Сушковой Г.Н. обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием на то, что данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку в апреле 2017 года истец в оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг внесла сумму в размере 14410 рублей 33 копейки, однако денежные средства в названном размере управляющей компанией были направлены в счёт погашения ранее образовавшейся задолженности.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1, 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Из материалов дела следует, что мать несовершеннолетней ФИО1 "дата" рождения ФИО4 умерла "дата", отец ребёнка в актовой записи о рождении указан со слов матери.
Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 23 декабря 2010 года опекуном несовершеннолетней ФИО1 назначен ФИО2 Указанным постановлением органа местного самоуправления за несовершеннолетней ФИО1 также закреплено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес".
ФИО2 умер "дата".
Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N... опекуном несовершеннолетней ФИО1 назначена Сушкова Г.Н.
На основании договора социального найма от 31 января 2017 года N... несовершеннолетняя ФИО1 является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес".
Вступившим в законную силу решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 мая 2017 года за несовершеннолетней ФИО1 в порядке приватизации признано право собственности на квартиру "адрес".
Право собственности несовершеннолетней ФИО1 на указанное жилое помещение в установленном законом порядке зарегистрировано 07 июля 2017 года.
Управление многоквартирным жилым домом N "адрес" осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Лачын".
Судом установлено, что по состоянию на 30 сентября 2017 года задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире "адрес" составляет 276575 рублей 70 копеек.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что сумма задолженности, образовавшаяся до установления опеки Сушковой Г.Н. над несовершеннолетней ФИО1, не может быть списана, поскольку лицевой счёт открывается не на гражданина, а на жилое помещение, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению с несовершеннолетней ФИО1 договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг и открытия на её имя нового финансового лицевого счёта без указания задолженности.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности действий ответчика по включению в платёжный документ суммы задолженности по жилищно-коммунальным платежам, образовавшейся до установления опеки Сушковой Г.Н. над несовершеннолетней ФИО1, отклоняются судебной коллегией, ввиду их несостоятельности.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
В соответствии с положениями части 1 статьи 17, части 5 статьи 18 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своём собственном, не допускать уменьшение стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счёт имущества подопечного.
Из приведённых положений закона следует, что обязанность по погашению обязательств несовершеннолетнего опекаемого, в том числе по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, должна осуществляться опекуном за счёт доходов и имущества опекаемого.
По делу установлено, что до июля 2017 года несовершеннолетняя ФИО1 была зарегистрирована и проживала в квартире "адрес" на условиях социального найма. В июле 2017 года на основании вступившего в законную силу решения суда за ФИО1 в порядке приватизации зарегистрировано право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
До ноября 2016 года опекуном несовершеннолетней ФИО1 являлся ФИО2, который в период опеки обязанность по погашению обязательств несовершеннолетней ФИО1 по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, не исполнял.
Поскольку финансовый лицевой счёт открывается не на гражданина, а на жилое помещение, которое ему принадлежит на праве собственности (или на условиях социального найма), с учётом того, что действующее законодательство не предусматривает возможности списания задолженности по жилищно-коммунальным платежам в случае перемены опекуна несовершеннолетнего, являющегося собственником либо нанимателем жилого помещения, суд первой инстанции пришёл к правильному по существу выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в апреле 2017 года истец в оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг внесла сумму в размере 14410 рублей 33 копейки, однако денежные средства в указанном размере управляющей компанией были направлены в счёт погашения ранее образовавшейся задолженности, основанием для отмены обжалуемого судебного постановления не являются.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданином в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", денежные средства, внесённые на основании платёжного документа, содержащего указание на расчётный период, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платёжном документе. Если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства, внесённые на основании данного платёжного документа, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы истца о том, что несовершеннолетняя ФИО1 в закреплённом за ней жилом помещении не проживала, в связи с чем у неё отсутствует обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года.
Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчёте размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчёте до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведён перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчёте за последующие расчётные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведён перерасчёт размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчёте до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчёте в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчёт размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтверждённый представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчёта.
Из содержания указанных Правил следует, что перерасчёт платы за коммунальные платежи возможен лишь после обращения в управляющую организацию, то есть носит заявительный характер.
При таких обстоятельствах, в случае непроживания несовершеннолетней ФИО1 в принадлежащем ей жилом помещении её опекун Сушкова Г.Н. не лишена права обратиться в управляющую компанию с соответствующим заявлением за проведением перерасчёта начисленных коммунальных платежей в соответствии с пунктами 86 - 97 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку направлены на переоценку собранных доказательств, обстоятельств дела и не опровергают выводы суда, на которых основано принятое решение.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 08 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сушковой Г.Н, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.