Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей: Н.Н. Моисеевой, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Д.Д. Саягфаровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Даутовой Людмилы Николаевны - А.Ж. Саляховой на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Даутовой Людмилы Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, признании права на досрочную страховую пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы А.Ж. Саляховой, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Н. Даутова обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Приволжском районе города Казани (далее - УПФР) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование иска указано, что 08.08.2017 она подала заявление в УПФР о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика N868020/17 от 21.08.2017 в досрочном назначении пенсии истице было отказано. При этом вышеуказанным решением ответчика из стажа истицы был исключен период работы санитаркой скорой медицинской помощи подстанции N1 выездной бригады с 08.01.1990 по 02.07.1990, также период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 02.10.1995 по 02.02.1997. Кроме того, период работы Л.Н. Даутовой в должности фельдшера бригады интенсивной терапии на станции скорой медицинской помощи с 01.03.1994 по 01.10.1995 и с 03.02.1997 по 31.12.2009 был включен ответчиком в стаж истицы не в кратном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, а в календарном исчислении, что по мнению истицы противоречит нормам пенсионного законодательства. Истица просит суд признать вышеуказанное решение ответчика незаконным, включить оспариваемые периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истице пенсию с даты ее обращения в пенсионный орган - 08.08.2017.
В судебном заседании представитель истицы исковые требования уточнила. Требования в части включения в специальный стаж периода работы в должности санитарки скорой медицинской помощи подстанции N1 выездной бригады с 08.01.1990 по 02.07.1990 не поддержала, период работы в должности фельдшера бригады интенсивной терапии на Станции скорой медицинской помощи города Казани с 01.03.1994 по 01.10.1995 и с 03.02.1997 по 30.10.1999 просила суд включить в стаж истицы в льготном исчислении как один год и 6 месяцев стажа за один год работы, а последующие периоды работы истицы до 23.11.2017 (даты рассмотрения дела) просила суд включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Представитель ответчика УПФР иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд в удовлетворении иска отказал в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. По мнению подателя жалобы, Л.Н. Даутова уходила в отпуск по уходу за ребенком с должности, которая подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, поэтому период нахождения в отпуске по уходу за ребенком также подлежит зачету в стаж в льготном исчислении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы А.Ж. Саляхова жалобу поддержала.
Представитель УПФР в суд апелляционной инстанции не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что 08 августа 2017 года Л.Н. Даутова обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика N 868020/17 от 21 августа 2017 года в назначении досрочной пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. В бесспорном порядке в указанный стаж ответчиком зачтено 25 лет 01 месяц 29 дней. А при условии предоставления индивидуальных сведений за период с 01.01.2017 по 08.08.2017 указано, что продолжительность стажа медицинской деятельности составит 25 лет 09 месяцев 7 дней. При этом периоды работы в должности фельдшера бригады интенсивной терапии на Станции скорой медицинской помощи города Казани с 01.03.1994 по 01.10.1995 и с 03.02.1997 по 31.12.2009 включены в специальный стаж календарно. А период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, 30 июля 1995 года рождения, с 02.10.1995 по 02.02.1997 в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, ответчиком не включен.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период работы в должности фельдшера бригады интенсивной терапии на Станции скорой медицинской помощи города Казани с 01.03.1994 по 01.10.1995 и с 03.02.1997 по 31.12.2009 подлежит учету в льготном исчислении, а не в календарном, отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
Согласно записям в трудовой книжке истицы, 08 января 1990 года она была принята на должность санитарки скорой помощи ССМП г. Казани (в настоящее время - ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани), 03 июля 1990 года в связи с окончанием медицинского училища была переведена мед.сестрой скорой помощи, а 1 марта 1994 года переведена на должность фельдшера бригады интенсивной терапии. 3 февраля 1997 года истица была переведена на должность фельдшера выездной бригады, 24 октября 2000 года переведена на должность фельдшера бригады интенсивной терапии.
В соответствии со справкой ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" г. Казани от 31 января 2017 года N 08/22 с 8 января 1990 года Даутова Л.Н. работала санитаркой скорой медицинской помощи подстанции N1 выездной бригады, с 3 июля 1990 года переведена медицинской сестрой, с 1 марта 1994 года переведена фельдшером бригады интенсивной терапии, с доплатой 15% за вредные условия труда, подстанции N1, со 2 октября 1995 года по 30 января 1997 года находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 3 февраля 1997 года приступила к работе в должности фельдшера выездной бригады, с 24 октября 2000 года переведена фельдшером бригады интенсивной терапии с доплатой 15% за вредные условия труда, с 24 июня 2003 года медицинская сестра переведена на должность фельдшера, с 1 января 2010 года переведена в линейную бригаду подстанции N1. Доплата 15% за вредные условия труда снята. По настоящее время, согласно данной справке, истица работает фельдшером скорой медицинской помощи на подстанции N1.
Суд первой инстанции правильно отметил, что впервые льготное исчисление работы как год за год и 6 месяцев законодательно введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, утвердившим Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которым правом на льготное исчисление трудового стажа пользовались, в частности, врачи-анестезиологи-реаниматоры и средний медицинский персонал отделений (групп) анестезиологии-реанимации.
Дальнейшее развитие льготного порядка исчисления специального стажа закреплено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право год работы считать за год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, согласно которому правом на льготное исчисление стажа работы пользуются только врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в соответствующих Списках.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка в подразделе "средний медицинский персонал" указана должность "фельдшер", в разделе "Наименование учреждений" - "станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи".
В пункте 2 разделов Перечня "Наименование структурных подразделений", "Наименование должностей" предусмотрены медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, должность "фельдшера" в нем отсутствует.
Таким образом, стаж работы в должности фельдшера включается в специальный стаж в календарном исчислении, а работа в должности медицинской сестры-анестезиста в льготном исчислении.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. N 377 (ранее действующей) и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. N 1183н, поименованы должности "фельдшер" и "медицинская сестра-анестезист". При этом в Номенклатуре от 1999 года для должностей фельдшера и медицинской сестры предусмотрены разные разряды для оплаты труда. Из Постановления Минтруда России от 27.08.1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (действующего в период до 30 ноября 2008 года) и раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. N 541н, следует, что должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста не идентичны.
Приказом Министерства здравоохранения России от 26.03.1999 г. N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены как должности "фельдшер" выездной бригады, так и "медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии".
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 г. N 435 по согласованию с Пенсионным фондом РФ было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер".
При этом в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах. В данном случае такие основания отсутствуют, и тождественность должностей фельдшера и медицинской сестры с учетом их должностных обязанностей не могла быть установлена судом.
Кроме того, при оценке пенсионных прав по указанному спорному периоду работы истца в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, также отсутствуют основания для его включения в стаж в льготном исчислении, поскольку согласно утвержденному указанным постановлением "Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев" в числе структурных подразделений указаны "Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи), анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии при этом в разделе "наименование должностей" должность фельдшера не поименована. Поэтому в соответствии с указанным Перечнем работа в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи не дает права на льготное исчисление стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.
Вывод суда первой инстанции о том, что само по себе выполнение работы в должности фельдшера скорой помощи, в том числе в составе бригады интенсивной терапии, не дает оснований для установления тождественности выполняемых истицей функций должности медицинской сестры-анестезиста, является правильным. Следовательно, требование истицы о льготном исчислении ее работы в должности фельдшера является ошибочным и обоснованно отклонено судом.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости включения в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком также основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку отпуск по уходу за ребенком начался после 06.10.1992, то период нахождения истицы в указанном отпуске не подлежит включению в специальный стаж. При этом, речь идет именно об отпуске по уходу за ребенком, а не об отпуске по беременности и родам.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, вывод суда мотивирован, соответствует требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Даутовой Людмилы Николаевны - А.Ж. Саляховой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.