Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Фахрутдиновой Р.А.
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
с участием прокурора Хисамутдиновой Д.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Лебедевой Н.П. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 15 ноября 2017 года, которым постановлено:
иск Исполнительного комитета муниципального образования
"г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Изъять путем выкупа для муниципальных нужд у Лебедевой Н.П. принадлежащую ему на праве собственности квартиру, расположенную по "адрес", с выплатой Лебедевой Н.П. выкупной цены в размере 360.419, 40 руб.
Прекратить право собственности Лебедевой Н.П. на квартиру, расположенную по "адрес".
Признать право собственности муниципального образования
"г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на квартиру, расположенную по "адрес", общей площадью 32,7 кв. м после выплаты выкупной цены.
В удовлетворении встречного иска Лебедевой Н.П. к Исполнительному комитету муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными заключения межведомственной комиссии N 116 от 04 апреля 2011 года
"О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", постановления руководителя Чистопольского городского исполнительного комитета Республики Татарстан N 174 от 30 декабря 2011 года
"Об утверждении списка аварийных домов" в части включения многоквартирного дома "адрес" отказать.
Взыскать с Лебедевой Н.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Лебедевой Н.П. и ее представителя Колбасова Е.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан - Заляловой Д.Н., возражавшей против удовлетворения жалоб, заслушав заключение прокурора Хисамутдиновой Д.Ф, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Лебедевой Н.П. об изъятии путем выкупа жилого помещения, прекращении права собственности, и признании права муниципальной собственности.
В обоснование иска указано, что Лебедева Н.П. является собственником квартиры "адрес". Согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда от 04 апреля
2011 года N 116 жилой дом "адрес" является аварийным и непригодным для проживания. Постановлением руководителя Чистопольского городского Исполнительного комитета от 30 декабря 2011 года N 174 "Об утверждении списка аварийных домов" жилой дом по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчице направлено требование о сносе или реконструкции указанного дома в разумный срок, однако оно проигнорировано. Постановлением руководителя Чистопольского городского Исполнительного комитета от 27 октября 2016 года N 299 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах для муниципальных нужд" утвержден список жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с изъятием соответствующих земельных участков для удовлетворения муниципальных нужд. Ответчице направлено уведомление об изъятии жилого помещения с копией указанного постановления, а также предложен выкуп жилого помещения по цене в размере 360.419, 40 руб. Помимо этого в адрес ответчицы направлено предложение о возможности приобретения квартиры на условиях заключения с НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" договора денежного займа. Однако какое-либо соглашение относительно выкупа спорного жилья, либо предоставления жилых помещений из жилищного фонда НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" между сторонами не достигнуто. На основании изложенного, Исполнительный комитет муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан просил суд изъять у Лебедевой Н.П. путем выкупа для муниципальных нужд квартиру11 "адрес" с выплатой выкупной цены в размере
360.419, 40 руб, прекратить право собственности ответчицы на вышеуказанную квартиру, признать за истцом право собственности на спорную квартиру.
Не согласившись с иском, Лебедева Н.П. обратилась в суд с встречным иском к Исполнительному комитету муниципального образования
"г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными заключения межведомственной комиссии
N 116 от 04 апреля 2011 года, постановления руководителя Чистопольского городского исполнительного комитета N 174 от 30 декабря 2011 года
"Об утверждении списка аварийных домов" в части литеров "адрес". В обоснование иска указано, что заключение межведомственной комиссии не соответствует требованиям Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Так, собственники либо наниматели, проживающие в доме, не обращались в орган местного самоуправления по поводу аварийности жилого дома, в связи с чем Лебедева Н.П. считает, что деятельность межведомственной комиссии осуществлялась необоснованно. При этом, ответчица указывает на то, что изложенные в акте обследования сведения о физическом износе жилого дома являются голословными. Помимо этого, комиссией при обследовании жилого дома не привлечены собственники жилых помещений, заключение и акт обследования им не вручены.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования
"г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики
Татарстан - Залялова Д.Н. встречные исковые требования не признала.
Прокурор Матвеев Д.А. в своем заключении пояснил, что считает иск органа местного самоуправления обоснованным, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать.
Суд иск Исполнительного комитета муниципального образования
"г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворил, в удовлетворении встречного иска Лебедевой Н.П. отказал и вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лебедева Н.П. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска органа местного самоуправления и удовлетворении ее встречных исковых требований.
В жалобе отмечается, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы Лебедевой Н.П. о допущенных органом местного самоуправления существенных нарушениях порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а также установленной законом процедуры изъятия аварийного жилья для муниципальных нужд. В жалобе также содержатся доводы о несогласии с определенной судом выкупной ценой жилого помещения.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Судом установлено, что Лебедевой Н.П. на праве собственности принадлежит квартира по "адрес", общей площадью 32,7 кв. м.
Согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда от 04 апреля 2011 года N 116 жилой дом "адрес" является аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением руководителя Чистопольского городского Исполнительного комитета от 30 декабря 2011 года N 174 "Об утверждении списка аварийных домов" жилой дом по "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением руководителя Чистопольского городского Исполнительного комитета N 299 от 27 октября 2016 года "Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных жилых домах для муниципальных нужд" принято решение об изъятии в установленном жилищным законодательством порядке жилых помещений собственников многоквартирных домов для муниципальных нужд, в том числе квартиры "адрес".
27 июня 2016 года Исполнительным комитетом муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в адрес Лебедевой Н.П. направлено требование о сносе или реконструкции указанного многоквартирного жилого дома совместно с собственниками других жилых помещений. В требовании указано на то, что в случае, если в указанный срок снос или реконструкция многоквартирного жилого дома не будут произведены, принадлежащее ответчице на праве собственности жилое помещение может быть изъято путем выкупа. Помимо этого, Лебедевой Н.П. предложена выкупная цена в размере 360.419, 40 руб. и указано на возможность заключения соглашения о выкупе до истечения шестимесячного срока, установленного для сноса или реконструкции.
Согласно уведомлению N 3759 от 31 октября 2016 года направленному в адрес Лебедевой Н.П. постановлением руководителя Чистопольского городского Исполнительного комитета N 299 от 27 октября 2016 года принято решение об изъятии спорного жилого помещения и земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в связи с тем что снос или реконструкция жилого дома не произведены. К уведомлению приложено названное постановление органа местного самоуправления. Однако, почтовый конверт вернулся с отметкой "истек срок хранения".
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости, изготовленным РГУП БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, рыночная стоимость квартиры "адрес" с учетом доли в общем имуществе в многоквартирном доме и доли земельного участка составляет 349.127 руб.
Согласно отчету N 2017-20/С об оценке объекта недвижимости, составленному индивидуальным предпринимателем Макаровым В.А, рыночная стоимость квартиры "адрес" по состоянию на 24 июля 2017 года составляет
535.000 руб.
Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2017 года на основании ходатайства представителя истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам АО "РКЦ "Земля".
Согласно заключению эксперта N 58-2017, составленному АО "РКЦ "Земля", рыночная стоимость жилого помещения общей площадью 32,7 кв. м по "адрес", с учетом стоимости доли земельного участка составляет 355.906, 38 руб.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд пришёл к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Исполнительного комитета муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в виду наличия законных оснований для изъятия у Лебедевой Н.П. жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд путём выкупа с прекращением их права собственности на указанное имущество и признанием права собственности на него за муниципальным образованием после выплаты ответчице выкупной цены.
Судебная коллегия считает, что определенная судом первой инстанции выкупная цена квартиры в размере 360.419, 40 руб. является правильной, поскольку изъятие жилого помещения с выплатой выкупной цены, определенной заключением судебной экспертизы, которая является заниженной по сравнению с ценой, установленной органом местного самоуправления, поставит ответчицу в неравное положение по сравнению с иными участниками жилищных отношений, а именно с гражданами, которым выплачена выкупная цена в размере, гарантированном органом муниципальной власти.
Решение суда об отказе в удовлетворении встречного иска Лебедевой Н.П. к Исполнительному комитету муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 04 апреля 2011 года N 116 и постановления руководителя Чистопольского городского Исполнительного комитета от 30 декабря 2011 года N 174 в части признания жилого дома 22 по улице К.Либкнехта города Чистополя Республики Татарстан аварийным и подлежащим сносу также является правильным.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы Лебедевой Н.П. о нарушении органом местного самоуправления установленного законом порядка признания жилого помещения аварийным и изъятия жилого помещения для муниципальных нужд не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 8, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января
2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В соответствии с п.п. 33, 34 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п.п. 42-44 вышеназванного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Из материалов дела следует, что постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "г. Чистополь" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан N 174
от 30 декабря 2011 года "Об утверждении списка аварийных домов" дом "адрес" признан аварийным, включен в перечень домов, подлежащих отселению за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Данное постановление издано на основании акта и заключения межведомственной комиссии от 04 апреля 2011 года. В акте обследования помещения межведомственной комиссией указано, что основные конструктивные элементы многоквартирного жилого дома "адрес" находятся в неудовлетворительном состоянии. Указанный акт и заключение составлены комиссией, назначенной в установленном законом порядке постановлением руководителя органа местного самоуправления; в её состав вошли представители органов, уполномоченных на проведение контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, инвентаризации и регистрации объектов недвижимости.
Согласно представленному суду заключению строительно-технической экспертизы N 7/08-17 от 04 августа 2017 года, составленному ООО "Лидер", многоквартирный жилой дом "адрес" имеет физический износ равный 48%, рассчитанный по конструктивным элементам, износ по сроку службы 65,6%, состояние ограниченно-работоспособное. Дальнейшая эксплуатация жилых помещений многоквартирного дома является нарушением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и строительных норм, проведение восстановительных мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции экономически нецелесообразно.
Выводы приведенного экспертного заключения не вызывают сомнений в объективности, оно соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона
от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля
1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, нахождение спорного жилого помещения в аварийном состоянии подтверждается экспертным заключением, проведенным ООО "Лидер", при этом выводы эксперта не противоречат выводам межведомственной комиссии, указанным в оспариваемом заключении.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые Лебедевой Н.П. заключение и постановление приняты компетентными органами в соответствии и в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством, нарушение установленной процедуры признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а именно тот факт, что Лебедева Н.П. не была приглашена на заседание межведомственной комиссии, не является существенным, исключающим необходимость сноса жилого дома по причине его пригодности для проживания. Права и охраняемые законом интересы Лебедевой Н.П. органом местного самоуправления, исполняющим возложенную на него законом обязанность по защите прав и законных интересов собственников квартир спорного дома, не нарушены.
Доводы Лебедевой Н.П, содержащиеся также в апелляционной жалобе, об отсутствии правовых оснований для разрешения межведомственной комиссией вопроса об аварийности жилого дома не могут быть расценены в качестве достаточного правового основания для признания недействительным заключения межведомственной комиссии N 116 от 04 апреля 2011 года, поскольку в соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 года N 47, комиссия проводит оценку соответствия помещения не только на основании заявления собственника или нанимателя, но и на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении органом местного самоуправления порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, установленной законом процедуры изъятия аварийного жилья для муниципальных нужд, в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка. Документов, опровергающих представленные суду доказательства непригодности спорного жилого дома для проживания, Лебедевой Н.П. не представлено, ходатайство о проведении соответствующей судебной экспертизы ею в ходе судебного разбирательства не заявлено.
Доводы жалобы Лебедевой Н.П. о несогласии с выкупной ценой жилого помещения не могут повлечь отмену принятого судом решения. В заключении эксперта АО "РКЦ "Земля" выкупная цена жилого помещения определена, включая рыночную стоимость земельного участка, и с учетом признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Лебедевой Н.П. судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан
от 15 ноября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедевой Н.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.