Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кокёловой Н.Н. - Рябининой Н.Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Кокёловой Н.Н, действующей в интересах Кокёлова А.Э, к Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании постановления о предоставлении жилого помещения незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Кокёлова А.Э. - Мельниковой М.А. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кокёлова Н.Н, действующая в интересах Кокёлова А.Э, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании постановления о предоставлении жилого помещения незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование искового заявления указано, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл суда на ответчика возложена обязанность предоставить Кокёлову А.Э. жилое помещение во внеочередном порядке по установленной норме предоставления. Во исполнение решения суда ответчиком принято постановление от 8 февраля 2017 года о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", площадью 37,6 кв.м. Однако данное жилое помещение не пригодно для проживания инвалида первой группы, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для маломобильных групп населения, в части высоты порога входной двери подъезда жилого дома, высоты входной двери подъезда со стороны тамбура, высоты уклона путей движения из тамбура в подъезд, длины уклона из тамбура, ширины тамбура, оснащения газовой плитой, высоты отметки пола помещения при входе в жилое здание. Площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее 47 кв.м.
Истец просила признать постановление от 8 февраля 2017 года N134 о предоставлении Кокёлову А.Э. жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: "адрес", площадью 37,6 кв.м. незаконным, обязать Администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Кокёлову А.Э. жилое помещение по договору социального найма соответствующее требованиям законодательства для маломобильных групп - инвалида-колясочника.
В судебном заседании представители Кокёловой Н.Н. - Рябинина Н.Г. и Мельникова М.А. иск поддержали.
Представитель Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Чагин И.А. иск не признал.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Кокёловой Н.Н. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что суд первой инстанции ошибочно применил Положение о признании помещения жилым, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, поскольку истец не обращался в межведомственную комиссию муниципального органа на предмет установления жилого помещения непригодным для проживания инвалида-колясочника в силу отсутствия таковых полномочий. Истец на момент рассмотрения спора не являлся и до настоящего времени не является лицом, полномочным на обращение в межведомственную комиссию, поскольку не является собственником либо нанимателем спорного жилого помещения. Предметом настоящего гражданского дела являлось оспаривание постановления Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N134 от 8 февраля 2017 года о предоставлении Кокёлову А.Э. жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: "адрес". При вынесении оспариваемого постановления судом не применен Свод правил "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования. СП 137.13330.2012". Кроме того, отмечает, что в отношении Кокёлова Э.И. установлена опека, он нуждается в постоянном постороннем уходе. Площадь предоставляемой квартиры составляет 37,64 кв.м, что не соответствует требованиям Свода правил "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования", которые являются обязательными.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На основании ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст.4 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N13-3 "О регулировании жилищных отношений в Республике Марий Эл" ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в органах местного самоуправления уполномоченными органами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.
Согласно ст.46 Устава муниципального образования города Йошкар- Олы - столицы Республики Марий Эл, зарегистрированного Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл 16 июля 1997 года N 1-МО, Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" распределяет, в установленном порядке, муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, при наличии соответствующего заключения, в установленном законом порядке, перевод нежилых помещений в жилые.
Согласно п.2 Постановления главы администрации города Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года N1386 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения" на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18,0 кв.м. общей площади на одного человека.
Из материалов дела следует, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2015 года на Администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность поставить Кокёлова А.Э. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить Кокёлову А.Э. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по установленной норме предоставления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 мая 2015 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республике Марий Эл от 24 февраля 2015 года оставлено без изменения.
В целях исполнения решения суда Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" принято постановление от 8 февраля 2017 года о предоставлении Кокёлову А.Э. жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 37,6 кв.м.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным постановления от 8 февраля 2017 года в связи с тем, что предоставленная истцу квартира непригодна для проживания инвалида-колясочника, не имеется. При этом суд исходил из того, что по настоящему делу заключение, указанное в пункте 18 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649, о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида или заключение об отсутствии такой возможности не принималось.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку замечания, указанные в заключении эксперта ООО "Бюро технической экспертизы" на выполнение строительно-технической экспертизы жилой "адрес"В многоквартирного дома по адресу: "адрес", не указывают на непригодность жилого помещения для проживания маломобильных групп населения. Данные замечания в большей части относятся к общедомовому имуществу. Непосредственно само жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"В, соответствует требованиям, установленным "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N798/пр).
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". В соответствии с указанными Правилами определен порядок обеспечения условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов. В данном случае оценка приспособления жилого помещения, предоставляемого инвалиду, и общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, не проводилась, заключение об отсутствии такой возможности не принималось.
Кроме того, стоит отметить, что в соответствии с абз.2 п.4.1 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
Довод истца о том, что в ходе исследования установлено, что уровень пола в квартире приподнят относительно земли на 18 см, что является нарушением п. 4.7 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", является несостоятельным, так как данный довод не отражен в заключении эксперта ООО "Бюро технической экспертизы" как нарушение.
Довод истца о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"В, не соответствует п.5.2.5 "Рекомендаций по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-88 "Полы"), является несостоятельным, так как рекомендации не могут носить обязательного характера. Несоответствие жилого помещения рекомендациям не может свидетельствовать о непригодности спорного жилого помещения для проживания, а также о незаконности постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 08.02.2017 N134.
Также судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения площадью не менее 47 кв.м.
Согласно Постановлению Главы Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 9 июля 2005 года N1368 учетная норма в г.Йошкар-Оле установлена в размере 14,5 кв.м на одного человека, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма от 16 кв.м. до 18 кв.м. общей площади на одного человека. Кокёлову А.Э. предоставлено жилое помещение на семью из одного человека площадью 37,6 кв.м, что в два раза превышает норму предоставления.
В пункте 7.1.1 СП 137.13330.2012 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования", утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 года N 119/ГС, указано, что при проживании в квартире семьи с инвалидом с нарушением опорно- двигательного аппарата, использующем при передвижении кресло-коляску, ее площадь допускается увеличивать (по сравнению с указанным в таблице 5.1 СП 54.13330.2011). Рекомендуемая площадь однокомнатной квартиры не менее 47 кв.м.
Таким образом, данная норма носит рекомендательный характер, в связи с чем, несоответствие площади предоставляемого жилого помещения указанным выше правилам, не может свидетельствовать о нарушении прав истца.
Оснований для возложения на Администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности предоставить Кокёлову А.Э. жилое помещение по договору социального найма, соответствующее требованиям законодательства для маломобильных групп - инвалида-колясочника, не имеется.
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" в целях исполнения решения суда от 24 февраля 2015 года принято постановление о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 37, 6 кв.м, которое непригодным для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, не признано.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 августа 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кокёловой Н.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.