Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи М.М. Нурмиева,
судей А.М. Гильмутдинова, Л.Ф. Митрофановой,
при секретаре судебного заседания С.П. Серове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по заявлению Зеленодольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными (незаконными) постановлений органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе ООО "Башнефть-Розница" на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ООО "Башнефть-Розница" об отмене решения суда, выслушав возражения участвующего в деле прокурора И.А. Золина против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зеленодольский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с исковыми требованиями о признании постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 февраля 2016 года N 425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района земельного участка" и постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 21 сентября 2016 года N 2514 "О мене земельных участков" недействительными (незаконными) полностью со дня вынесения указанных постановлений.
В обоснование заявленных требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения земельного законодательства, законодательства об оценочной деятельности, о собственности в Исполнительном комитете Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой было установлено, что Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан были вынесены постановление от 26 февраля 2016 года N 425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района земельного участка", и постановление от 21 сентября 2016 года N2514 "О мене земельных участков", со ссылкой на ст. 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации на основании которых Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан изымает для муниципальных нужд путем мены у ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" земельный участок с кадастровым номером... площадью 2600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - автозаправочная станция - по адресу: "адрес", а также изымается имущество АЗС: здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной.
Путем мены, на основании указанных постановлений Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан взамен изымаемого имущества предоставляется в собственность ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" два земельных участка, находящихся в собственности Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан: земельный участок с кадастровым номером.., относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи по адресу: "адрес", Октябрьское сельское поселение, площадью 20 000 кв.м и земельный участок с кадастровым номером.., относящийся категории земель населенных пунктов по адресу: "адрес", площадью 5000 кв.м.
Установлено, что изъятие для муниципальных нужд земельного участка по "адрес" планируется осуществить в связи со строительством объекта "путепровода через железную дорогу 758 км станции Зеленый Дол в г.Зеленодольске", где заказчиком выступал ГКУ "Главтатдортранс". Данный путепровод не является муниципальной собственностью и строился за счет региональных средств. Согласно ответу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 16 ноября 2016 года на запрос прокуратуры указанный путепровод построен за счет средств республиканского бюджета и не является собственностью Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Соответственно изъятие земельного участка у собственника АЗС по ул. Новостроительная должно было осуществлено для государственных, а не муниципальных нужд. Расходы по изъятию данного земельного участка являются обязательством ГКУ "Главтатдортранс", а не Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Проверкой также установлено, что процедура изъятия, определенная в ст. 49, 56.2 - 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не соблюдена.
Отчет оценщика, выполненный ООО "Экспертные технологии" 25 декабря 2015 года, не действителен по истечении 6 месяцев, а значит с 25 июня 2016 года. Кроме того предоставляемые Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по обмену земельные участки имеют государственную кадастровую стоимость почти в три раза превышающие кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА". Кадастровая стоимость изымаемого участка составляет 8 488 220 руб, кадастровая стоимость предоставляемого в обмен по "адрес" составляет 16 055 700 руб, а кадастровая стоимость земельного участка в Октябрьском сельском поселении - 7 873 000 руб, то есть в обмен земельного участка стоимостью - 8 488 220 руб. Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предоставляются земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью стоимостью 23 928 700 руб. При таких обстоятельствах нельзя признать достоверным отчет оценщика... от 25 декабря 2015 года, исполнителем которого является ООО "Экспертные технологии", так как согласно данному отчету о рыночной стоимости предоставляемых в обмен земельных участков, их цена определена в размере 8 426 700 руб. До настоящего времени сделка по обмену не произведена. Для муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в лице Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан мена земельными участками на таких вышеописанных условиях является экономически невыгодной. Соответственно в случае заключения договора мены это причинит ущерб муниципальному образованию, что является недопустимым.
Определением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 08 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное Управление Росимущества в Республике Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Зеленодольского городского прокурора А.М. Бадретдинов на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ" - Ю.Н. Нечаева исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" - А.В. Гундерин исковые требования не признал, мотивируя тем, что истцом выбран неверный способ защиты права.
Третьи лица ГКУ "Главтатдортранс", Территориальное Управление Росимущество Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд постановилрешение в следующей формулировке: исковые требования Зеленодольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 26 февраля 2016 года N 425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района РТ земельного участка" и постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 21 сентября 2016 года N 2514 "О мене земельных участков" незаконными.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица ООО "Башнефть-Розница" - А.В. Гундерин ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом указывает на то, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как путепровод уже построен, земельный участок и АЗС фактически изъяты, соответственно отмена оспариваемого постановлений нарушит права и законные интересы общества, но не повлечет восстановления нарушенных прав, а также защиту интересов муниципального образования либо неопределенного круга лиц.
Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что такие требования подлежат рассмотрению в порядке КАС.
Старший помощник Зеленодольского городского прокурора А.М. Бадретдинов в возражениях на апелляционную жалобу указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор отдела Прокуратуры Республики Татарстан И.А. Золин возражал против доводов апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как установлено в пункте 7 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
В соответствии с положениями статьи 39.21 Земельного кодекса Российской Федерации обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
В силу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно Федеральному закону от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту- Федеральный закон N 257) владельцами автомобильных дорог являются органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 6 данного Федерального закона... к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2012 года... "О дорожных работах в Республике Татарстан на 2012 год" предусмотрено строительство путепровода через железную дорогу на 758 км. Ст. Зеленый Дол в г. Зеленодольске, земельный участок с кадастровым номером.., площадью 2600 кв.м, принадлежащий ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА", попал в зону строительства подпорной стенки путепровода, в связи с чем органами исполнительной власти Республики Татарстан в лице Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Исполнительному в комитету Зеленодольского муниципального района поручено обеспечить изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан... от 13 января 2012 года "О дорожных работах в Республике Татарстан на 2012 год" утверждена программа дорожных работ на 2012 год за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе по Зеленодольскому району строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в размере 100 000,000 руб. (л.д. 23).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07 февраля 2017 года земельный участок площадью 2600 кв.м по адресу ориентира: "адрес", примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-восток поставлен на кадастровый учет 14 июня 2000 года и ему присвоен кадастровый номер.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-под автозаправочную станцию, право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за ООО ""БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" (л.д.44-45).
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муници-пального района Республики Татарстан... от 26 февраля 2016 года "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района земельного участка" последний принял от ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА", земельный участок с кадастровым номером.., площадью 2600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию, по адресу: Республики Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, "адрес" по направлению на северо-восток и объекты недвижимости: автозаправочную станцию с кадастровым номером.., площадью 30,7 кв.м по адресу: "адрес" здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стеллу, столб освещения, здание насосной, и передал в собственность ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" взамен передаваемого вышеуказанного земельного участка земельный участок с кадастровым номером... площадью 20000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Октябрьское сельское поселение, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации АЗС; земельный участок с кадастровым номером... площадью 5000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации АЗС (л.д.65).
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан... от 21 сентября 2016 года "О мене земельных участков" у ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" был изъят земельный участок с кадастровым номером.., площадью 2600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию, по адресу: "адрес" по направлению на северо-восток и объекты недвижимости: автозаправочная станция с кадастровым номером.., площадью 30,7 кв.м по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, "адрес", здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной и была осуществлена мена вышеуказанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером... площадью 20000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации АЗС; земельный участок с кадастровым номером... площадью 5000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: "адрес", вид разрешенного использования-для строительства и эксплуатации АЗС (л.д. 8).
Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистриро-ванных правах на объект недвижимости от 14 февраля 2017 года подтверждается, что земельный участок площадью 20000 кв.м по адресу ориентира: "адрес", поставлен на кадастровый учет 09 апреля 2015 года и ему присвоен кадастровый номер.., категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования-для строительства и эксплуатации АЗС, для земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером.., право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район РТ (л.д.46-48).
В выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06 февраля 2017 года указано, что земельный участок площадью 5000 кв.м по адресу ориентира: "адрес" поставлен на кадастровый учет 14 апреля 2015 года и ему присвоен кадастровый номер.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для строительства и эксплуатации АЗС, право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием г. Зеленодольска (л.д.49-50).
Мена земельных участков по ул. Новостроительная г. Зеленодольска производилась в связи с осуществлением "строительства путепровода через железную дорогу 758 км. станции Зеленый Дол в г.Зеленодольске", где заказчиком выступал ГКУ "Главатдортранс", строительство данного объекта да проводилось за счет средств федерального и республиканского бюджета и было завершено в 2016 году. Дорога, которая проходит по путепроводу, находится в федеральной собственности, и в настоящее время происходит передача ее из федеральной собственности в республиканскую собственность.
Из положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства "строительство путепровода через железную дорогу 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе Республики Татарстан"... от 19 апреля 2013 года следует, что инженерные изыскания, выполненные для подготовки проектной документации по объекту: строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе Республики Татарстан соответствуют требованиям технических регламентов. Проектная документация на строительство объекта: строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе Республики Татарстан соответствует требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, требованиям промышленной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (л.д.195-219).
29 июля 2016 года между ГКУ "Главтатдортранс" и АО "Мосты Республики Татарстан" был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству путепроводов и реконструкций мостов на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан... на строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе РТ, стоимость работ по которому составила 471 368 045 руб, что подтверждается приложением... к вышеуказанному госконтракту... от 29 июля 2016 года, срок выполнения работ определен 01 августа 2017 года, что подтверждается приложением... к вышеуказанному госконтракту... от 29 июля 2016 года (л.д. 152-187).
В акте N ЗС от 29 августа 2016 года приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта: "Строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе РТ" указано, что предъявленный к приемке законченный строительством объект: "Строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в "адрес" в Зеленодольском районе РТ" принят в эксплуатацию (л.д. 192-194).
Из выписки из реестра государственной собственности Республики Татарстан по состоянию на 21 августа 2017 года усматривается, что строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе Республики Татарстан находится в оперативном управлении ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ" (л.д.149).
03 декабря 2016 года Зеленодольской городской прокуратурой Республики Татарстан в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было направлено представление об устранении нарушений земельного законодательства о собственности, об оценочной деятельности, о противодействии коррупции о немедленном принятии мер по недопущению впредь нарушений действующего законодательства, об отмене постановлений Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан... от 26 февраля 2016 года и... от 21 сентября 2016 года.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела из пояснений представителя ГКУ "Главтатдортранс" установлено, что проектирование путепровода было начато в 2011 году, при его проектировании не была предусмотрена плата на возмещение ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" расходов в связи с изъятием у него имущества, строительство данного путепровода было начато в 2013 году. Спорный путепровод строился за счет средств республиканского и федерального бюджета, в настоящее время находится в республиканской собственности, планируется передача его в муниципальную собственность.
Разрешая требования по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что путепровод через железную дорогу 758 км. станции Зеленый Дол в г.Зеленодольске был построен за счет средств республиканского и федерального бюджета и находится в собственности Республики Татарстан, следовательно спорное имущество, в том числе земельный участок был изъят, не для муниципальных нужд, а для государственных нужд. В этой связи суд удовлетворил исковые требования Зеленодольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается, так как судом не была дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для вынесения законного и обоснованного решения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, когда административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Поскольку указанные выше требования прокурора по существу направлены на оспаривание права собственности на земельный участок, фактически содержат спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Также судебная коллегия принимает во внимание положения статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В этой связи судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что заявленные прокурором требования подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как основанные на неправильном толковании норм права.
Как установлено материалами дела, строительный объект "Строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске в Зеленодольском районе Республике Татарстан" принят в эксплуатацию 29 августа 2016 года по акту N ЗС.
Следовательно на земельном участке с кадастровым номером... площадью 2600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - автозаправочная станция - по адресу: РТ, "адрес", изъятым у ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА", расположен путепровод через железную дорогу, собственником которого является субъект Российской Федерации.
Согласно материалам дела на изъятом путем мены земельном участке, с кадастровым номером.., располагались объекты недвижимости: автозаправочная станция с кадастровым номером.., площадью 30,7 кв.м по адресу: "адрес", здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной.
Судебная коллегия отмечает, что в результате отмены оспариваемых постановлений восстановления нарушенного права у муниципального образования не произойдет, поскольку на земельном участке с кадастровым номером... в настоящее время находится путепровод через железную дорогу, то есть земельный участок обременен объектом.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, в случае признания постановлений от 26 февраля 2016 года... и от 21 сентября 2016 года... недействительными, земельный участок с кадастровым номером... будет возвращен в собственность ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА" с расположенным на нем путепроводом, принятым в эксплуатацию.
Как следствие возникнет правовая неопределенность в отношении путепровода, порядка его эксплуатации и обслуживания, так как он будет расположен на земельном участке, находящемся в частной собственности, что также приведет к дополнительным затратам бюджетных денежных средств с целью преодоления правового казуса.
Учитывая предъявляемые требования к законности и справедливости при восстановлении нарушенного права, судебная коллегия, соглашаясь с доводами апелляционной жалобы в этой части, приходит к выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поэтому основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют. Более того, доказательств невозможности восстановления нарушенного права истца иным путем суду не представлено.
Однако в случае установления несоразмерности стоимости участков, в отношении которых произведена мена, это не исключает возможности заинтересованного лица обратиться в суд с требованиями о взыскании денежных средств.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 199, 327-329, пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 02 ноября 2017 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Зеленодольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными (незаконными) постановлений органа местного самоуправления, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.