Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А. С,
судей Калимуллина Р. Я. и Пичуговой О. В,
при секретаре судебного заседания Сабитовой А. А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиПичуговой О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Полевого Павла Борисовича на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2017 года, которым было отказано в удовлетворении его исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Жилкомсервис" о признании действий по начислению платы за потребление воды по нормативу незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полевов П. Б. обратился в суд с иском к ООО "Жилкомсервис" о признании действий по начислению платы за потребление воды по нормативу незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование своих требований истец указал, что 7 сентября 2017 года он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил установить заглушку забора воды в связи с не проживанием в жилом "адрес", расположенном по адресу: "адрес", Большая улица. Истец указал, что водой не пользуется, а индивидуальный прибор учета водопотребления умышленно выведен из строя неустановленными лицами. Однако в счете-квитанции за сентябрь 2017 года истец обнаружил начисления за холодное водоснабжение и полив. Действия ответчика по начислению платы истец считает незаконными и нарушающими его права как потребителя, в связи с чем он обратился в суд с требованиями о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет и о взыскании 100 000 рублей в счет компенсации морального вреда, штрафа.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил требования и просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в начислении платы за потребление воды по нормативу за октябрь 2017 года, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 200 000 рублей, штраф. Остальные требования оставил без изменения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец и его представитель Экгардт В. Ю. уточненные требования поддержали.
Представитель ответчика Мингазова Э. И. возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - ООО "ЕРЦ - Татэнергосбыт", извещенный о дате и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его иска. В жалобе апеллянт отмечает, что суд при принятии решения не учел то обстоятельство, что истцом были предприняты все необходимые меры для предотвращения негативных последствий - подано заявление об установке заглушки. Истец полагает, что ответчик при принятии от него заявления должен был разъяснить ему условия установки заглушки и заключить соответствующий договор. Апеллянт критикует выводы суда о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия, поскольку не проживание истца в жилом доме не оспаривалось, справку о пожаре суд к материалам дела не приобщил.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, истец и представитель ответчика направили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 153 ЖК РФ:
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
... 5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса...
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ:
3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 11 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
По делу установлено, что истцу принадлежит жилой "адрес", расположенный на Большой "адрес" Республики Татарстан. Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание коммунальных услуг населению, проживающему в частном жилом фонде, на поставку хозяйственной и питьевой воды от 26 мая 2016 года. В силу этого на истце лежит обязанность оплачивать поставляемую в его жилой дом, помещения вспомогательного назначения и на участок воду при наличии приборов учета - по фактическому потреблению, а при их отсутствии - по нормативу.
По утверждению истца, он оплачивал коммунальные услуги своевременно и в полном объеме, однако за сентябрь и октябрь 2017 года ему незаконно начислили плату за холодное водоснабжение и полив, несмотря на то, что в доме никто не проживает, вода не потребляется, установлен счетчик.
19 июня 2017 года ответчиком в ходе проверки коммерческого узла учета холодной воды, установленного в домовладении истца, было выявлено механическое повреждение индивидуального прибора учета потребления холодной воды в виде трещины в стекле.
25 августа 2017 года истцу было вручено уведомление о необходимости замены прибора учета с предупреждением о том, что при использовании поврежденного прибора учета начисления будут производиться с 1 сентября 2017 года по нормативу.
7 сентября 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением об установке заглушки "на врезке забора воды в колодце". Иных просьб, в том числе о перерасчете начисленной платы за поставку воды, заявление не содержало, период не проживания в доме не указан.
13 сентября 2017 года ответчиком истцу по указанному им в заявлении адресу, совпадающему с местом нахождения жилого дома, был направлен письменный ответ N П-960 на его заявление. В ответе указано, что услуга по установке заглушки на водопроводе потребителя является платной, для ее получения абоненту необходимо заключить соответствующий договор. Истец после направления заявления и получения на него ответа к ответчику не обращался и договор на установку заглушки не заключал.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, предусмотрен главой 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 были внесены изменения в названный нормативный акт в части порядка и условий перерасчета за периоды временного отсутствия потребителей.
Так, согласно пункту 86 Постановления N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
С января 2017 года перерасчет производится, если отсутствует индивидуальный прибор учета и отсутствует техническая возможность установки такого прибора, при этом факт временного отсутствия потребителя подтверждается документами, указанными в пункте 93 настоящего Постановления. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Перерасчет производится в том же порядке, что и ранее, но если раньше перерасчет производился при отсутствии (или неисправности) индивидуальных приборов учета, то теперь перерасчет в указанном порядке производится исключительно при отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета, подтвержденной соответствующим актом.
Таким образом, право на перерасчет возникает в случае установки индивидуального прибора учета при наличии технической возможности, своевременной и систематической подачи показаний прибора учета, а также представления документов, подтверждающих факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении, которые перечислены в пункте 93 выше указанного Постановления.
Суд первой инстанции, основываясь на приведенных выше нормах права и документах, представленных в материалы дела самим истцом, пришел к правильному выводу о том, что поскольку имеется техническая возможность установки индивидуального прибора учета в домовладении истца, однако прибор учета не был установлен в оспариваемый период в соответствии с предупреждением ответчика, основания для перерасчета начисленной истцу по нормативу платы за холодную воду отсутствуют. Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании 14 декабря 2017 года истец не обращался к ответчику с заявлением о перерасчете. Плата за использование холодной воды для полива была начислена истцу только за сентябрь 2017 года в соответствии с установленными приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан N 131/О от 21 августа 2012 года нормативами и временными периодами потребления воды для полива.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. Довод истца о том, что им в ходе судебного разбирательства было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела справки о пожаре и иных документов, которые подтверждали это обстоятельство, опровергаются материалами дела: в протоколах судебных заседаний от 8 ноября 2017 года, 5 декабря 2017 года, 14 декабря 2017 года наличие такого ходатайства не зафиксировано, замечания на протоколы истцом в установленном процессуальным законом порядке поданы не были.
Доводов, которые могли бы повлиять на существо вынесенного по делу решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Полевова П. Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.