Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Дианкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГабидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Гараева Ф.А. - Шашовой И.А. на решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 11 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Гараева Фаниля Амировича к МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Гараева Ф.А. - Шашовой И.А, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гараев Ф.А. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
В обоснование исковых требований указано, что 27 марта 2005 года умер дядя истца - Гараев Ф.М, который при жизни все свое имущество, в том числе жилой дом по адресу: "адрес", завещал истцу на основании завещания от 16 ноября 2000 года.
Право собственности наследодателя на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" не зарегистрировано. Однако, истец на момент смерти наследодателя фактически проживал в указанном жилом доме под литером А и Б. В настоящее время истец продолжает проживать по вышеуказанному адресу, несет бремя оплаты коммунальных платежей и налогов.
Вышеуказанный жилой дом принадлежал наследодателю и был возведён на основании разрешения на производство работ N 346 от 08 октября 1969 года, выданного на основании решения Исполкома Райсовета N 75 от 27 апреля 1959 года и N 1198 от 22 сентября 1969 года. В 1960 году Гараев Ф.М. на выделенном ему земельном участке возвел жилой дом, общей площадью 54,4 кв.м, согласно технической документации 1983 года.
Земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" был выделен Гараеву Ф.М. в 1960 году в бессрочное пользование под строительство жилого дома на правах личной собственности на основании договора.
Согласно техническому паспорту от 19 января 2017 года на указанном земельном участке расположен жилой дом, состоящий из двух жилых строений: строение под литером "А" общей площадью 54,4 кв.м и строение под литером Б, общей площадью 84,1 кв.м.
С учетом последующих уточнений истец просил признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", состоящий из строения под литером А, общей площадью 54,4 кв.м с кадастровым номером 16:50:221255:35 и строения под литером Б, общей площадью 84,41 кв.м, с кадастровым номером 16:50:221255:36, возведенные до 01 сентября 2006 года на земельном участке, предоставленном застройщику на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на правах личной собственности, в порядке наследования после смерти Гараева Ф.М.
В судебном заседании представитель истца - Шашова И.А. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков ИКМО г. Казани, МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани" Алимбаева Д.Х. в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд в удовлетворении исковых требований Гараева Ф.А. отказал.
В апелляционной жалобе представитель Гараева Ф.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что решение принято с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе отмечается, что по смыслу закона за наследником может быть признано право собственности на самовольную постройку, возведенную наследодателем при жизни на принадлежащем ему земельном участке. Земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, был предоставлен наследодателю Гараеву Ф.М. в постоянное (бессрочное) пользование под строительство жилого дома на правах личной собственности на основании договора, удостоверенного нотариусом 2-й Казанской нотариальной конторы ТАССР от 24 апреля 1960 года, зарегистрированного в БТИ 21 октября 1969 года, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, наследодатель использовал земельный участок на законных основаниях и в рамках разрешенного использования. На момент смерти наследодателя на земельном участке располагалось два строения, состоящие на кадастровом учете - литер "А" с кадастровым номером 16:50:221255:35 и литер "Б" " с кадастровым номером 16:50:221255:36. Истец фактически вступил во владение указанным имуществом, несет расходы по его содержанию, зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении с 1998 года, другого места жительства не имеет.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
На основании ч.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно положениям ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является признание права.
В соответствии с ч.1 и абз.2 ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.1 ст.1119 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве.
Согласно положениям ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: "адрес", на котором расположен спорный жилой дом, был предоставлен наследодателю Гараеву Ф.М. в постоянное (бессрочное) пользование под строительство жилого дома на правах личной собственности на основании договора, удостоверенного нотариусом 2-й Казанской нотариальной конторы ТАССР от 24 апреля 1960 года, зарегистрированного в БТИ (Бюро технической инвентаризации) 21 октября 1969 года.
Согласно техническому паспорту от 19 января 2017 года жилой "адрес" состоит из двух строений литер "А" 1960 года постройки и литер "Б" 2006 года постройки, назначение - жилое, площадь общая - 138,5 кв.м, жилая - 101,6 кв.м, фактическое использование - по назначению.
Жилой дом под литером "А" принадлежал наследодателю и был возведён на основании разрешения на производство работ N 346 от 08 октября 1969 года, выданного на основании решения Исполкома Райсовета N 75 от 27 апреля 1959 года и N 1198 от 22 сентября 1969 года.
Согласно домовой книге, владельцем жилого "адрес" в органах БТИ значится Гараев Ф.М.
Из кадастровых паспортов от 17 февраля 2011 года следует, что жилому дому под литером "А" присвоен кадастровый.., год застройки - 1960, площадь - 54,4 кв.м, расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:221255:14, дом прошел инвентаризацию 26 июня 2006 года. Жилому дому под литером "Б" присвоен кадастровый.., год застройки - 2006, площадь - 84,1 кв.м, расположен на земельном участке с кадастровым номером 16:50:221255:14, дом прошел инвентаризацию 26 июня 2006 года.
Из представленных истцом документов следует, что жилой дом под литером "Б" возводился также при жизни наследодателя на предоставленном ему земельном участке. Признаком самовольности указанного строения является отсутствие разрешения на реконструкцию или строительство жилого дома.
Истец фактически вступил во владение указанным имуществом, несет расходы по его содержанию, зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении с 1998 года, другого места жительства не имеет.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, на котором расположен дом, участку присвоен кадастровый.., дата инвентаризации - 01.09.1999, площадь участка - 788 кв.м, разрешенное использование - индивидуальный жилой дом, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Гараев Ф.М. умер "дата". Истец является наследником по завещанию после его смерти, вступил в права владения и пользования спорным жилым домом.
Отказывая в удовлетворении иска о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, суд первой инстанции исходил из того, что домовладение, расположенное по адресу: "адрес", в установленном законом порядке за наследодателем не зарегистрировано, является самовольной постройкой. Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу.
Вместе с тем, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В частности, в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено: учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Таким образом, отсутствие регистрации права собственности на недвижимое имущество на момент смерти наследодателя не препятствует признанию за наследниками права собственности на самовольную постройку при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани от 10 мая 2017 года земельный участок N 9 по "адрес" с кадастровым номером 16:50:221255:14 находится согласно действующей на сегодня карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г. Казани в зоне Ж2- зона индивидуальной жилой застройки. Незначительная часть рассматриваемого земельного участка расположена в проектных красных линиях. На установление видов разрешенного использования данного земельного участка обозначенная проектная красная линия не влияет.
Из экспертного заключения N91/02/О от 12 апреля 2017 года АНО "Центра содействия обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения" следует, что нарушения требований действующих СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения" не выявлены.
08 августа 2005 года ЭПУ "Казаньгоргаз" выдало Гараеву Ф.А. разрешение на проектирование газоснабжения вновь построенного жилого дома.
В соответствии с заключением специалиста ООО "Инженерная компания "КВАДР" по результатам обследования индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", от 20 июля 2016 года установлено, что объект индивидуального жилищного строительства находится в работоспособном состоянии, пригоден для эксплуатации по назначению и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Все имеющиеся недостатки, выявленные в ходе визуального осмотра, не касаются основных конструктивных особенностей жилого дома и их устранение должно проходить в границах исследуемого объекта. Признаков сверхнормативного физического износа не выявлено.
Таким образом, спорный жилой дом построен с соблюдением требований, действовавших в период его строительства, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью. Каких-либо требований о сносе жилого "адрес" либо об истребовании земельного участка со стороны Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ "Администрация Авиастроительного и "адрес"ов "адрес"", других государственных органов не заявлялось, нарушений санитарно-гигиенических норм и правил при строительстве дома не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судом по данному делу неправильно применены нормы материального и процессуального права, вынесенное решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленного Гараевым Ф.А. иска.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, п.1 и п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 11 декабря 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск ФИО1 к МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на жилой "адрес", общей площадью 138,5 кв.м.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.