Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Шакировой З.И. и Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Курдасовой А.В. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 ноября 2017 г, которым отказано в удовлетворении иска Курдасовой А.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Курдасова Р.А, к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) приобретение жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Курдасовой А.В. - Константиновой Т.А, поддержавшей жалобу, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Верховой И.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курдасова А.В. обратилась в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании права на жилищную субсидию.
В обоснование исковых требований Курдасова А.В. указала, что ее несовершеннолетний сын Курдасов Р.А. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378. На основании постановления Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Менделеевского района) от 18 марта 2014 г. N 234 Курдасова А.В. с указанным составом семьи включена в список внеочередного предоставления жилого помещения как семья, в составе которой имеется ребенок-инвалид. Между тем, несмотря на неоднократные обращения в Исполком и к ответчикам, до настоящего времени жильем ребенок не обеспечен. В связи с этим истица просила признать за Курдасовым Р.А. право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения и обязать Кабинет Министров Республики Татарстан предоставить жилищную субсидию в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу
Определением судьи от 18 октября 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
В судебном заседании Курдасова А.В. иск поддержала.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Верхова И.А. иск не признала.
Третье лицо - Исполком Менделеевского района в заявлении о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя возражал против удовлетворения иска.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Курдасова А.В. просит решение суда отменить. Отмечает, что спорные правоотношения возникли до 1 января 2016 г, в связи с чем установленный после указанной даты порядок предоставления жилищной субсидии за счет средств бюджета Республики Татарстан инвалидам, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не может учитываться при разрешении настоящего спора. Полагает, что обжалуемое решение противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г, затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 г, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Курдасов Р.А, "дата" рождения, является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.
Постановлением Исполкома Менделеевского района от 18 марта 2014 г. N 234 семья Курдасовых, имеющая ребенка-инвалида Курдасова Р.А. с тяжелой формой хронического заболевания, в составе трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.
Постановлением от 27 марта 2017 г. N 162 из учетного дела семьи, в связи с расторжением брака был исключен отец ребенка - Курдасов А.В.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из отсутствия утвержденного Кабинетом Министров Республики Татарстан порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма, и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок ведения органом местного самоуправления учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Судебная коллегия, соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. N 63-3РТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 г, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения. При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного ч. 6 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов, жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права. Порядок определения размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) и порядок ее предоставления утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В целях реализации указанного Закона Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2016 г. N 236 были утверждены Порядок определения размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан и Порядок предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан отдельным категориям инвалидов.
В силу п. 2 Порядка предоставления жилищной субсидии предоставление субсидий на приобретение жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 г, производится в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей субсидии, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, в которых получатели субсидий были признаны в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - нуждающиеся в предоставлении жилых помещений) в срок, указанный в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводный список). Указанные списки представляются исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня постановки на учет получателя субсидии в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан извещают уполномоченный орган о наступлении у получателей субсидий обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидии на приобретение жилья, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств.
Сводные списки формируются с учетом той хронологической последовательности, в какой получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Получатели субсидий, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.
Согласно подп. 7 ст. 3 Закона Республики Татарстан от 16 марта 2015 г. N 13-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" (далее - Закон от 16 марта 2015 г. N 13-ЗРТ) жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Республики Татарстан или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма, в случае, если:
1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;
2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 г. N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (далее - Закон от 13 июля 2007 г. N 31-ЗРТ).
Таким образом, исходя из содержания приведенных норм, для признания за семьей Курдасовых права на жилищную субсидию необходимо признать ее нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с Законом Республики Татарстан от 16 марта 2015 г. N 13-3PT.
Между тем семья Курдасовых, имеющая ребенка-инвалида, была признана нуждающейся в жилом помещении постановлением Исполкома Менделеевского района от 18 марта 2014 г. на основании ст. 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона о социальной защите инвалидов.
После проведенной перерегистрации учетного дела постановлением Исполкома Менделеевского района от 27 марта 2017 г. N 160 Курдасовы были признаны нуждающимися в жилом помещении на основании тех же норм Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Закона от 13 июля 2007 г. N 31-ЗРТ (л.д. 54)
Соответственно, Курдасовы были признаны нуждающимися в жилом помещении, в том числе как малоимущая семья, что исключает право на предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, с чем, в свою очередь, связано право на жилищную субсидию.
Данное постановление не оспорено, недействительным не признано.
Более того, в целях реализации жилищных прав ребенка-инвалида 20 октября 2017 г. Курдасовой А.В. по месту ее регистрации Исполкомом Менделеевского района было направлено уведомление об имеющихся в муниципальном жилищном фонде двух свободных квартир "адрес", расположенных по адресу: "адрес" (л.д. 123).
При таких данных судом обоснованно отказано в иске.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что спорные правоотношения возникли до установления Порядка предоставления жилищной субсидии, не принимаются судебной коллегией, поскольку право на жилищную субсидию до принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан Постановления от 18 апреля 2016 г. N 236 истицей не было реализовано.
Ссылка в жалобе, что вынесенное решение суда противоречит сложившейся судебной практике по данной категории дел, не может служить основанием для отмены решения суда. Упоминание в тексте апелляционной жалобы правовой позиции суда по другому аналогичному делу не может повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение действующей нормы права с учётом конкретных обстоятельств дела.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 ноября 2017 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Курдасовой А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.