Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей: А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Д.Д. Саягфаровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Зайнуллина Ленара Минесагитовича на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска Зайнуллина Ленара Минесагитовича к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агрызском районе Республики Татарстан о признании решения N 902385/17 от 22 августа 2017 года незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, взыскании судебных расходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца - Т.С. Замостьяновой в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.М. Зайнуллин обратился с исковым заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Агрызском районе Республики Татарстан (далее - УПФР), из которого следует что 15 августа 2017 года он подал заявление ответчику о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением УПФР от 22 августа 2017 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет. При этом, в специальный педагогический стаж не был включен период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 03 мая 1983 года по 04 июня 1985 года.
С данным решением УПФР истец не согласился, полагал его необоснованным, в связи с чем просил суд признать указанное решение ответчика незаконным, обязать ответчика включить период службы в специальный педагогический стаж и назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права, возместить судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца Т.С. Замостьянова исковые требования поддержала. Истец в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель ответчика Л.Р. Салимова иск не признала ввиду отсутствия у истца на 01 октября 1993 года периодов педагогической деятельности, необходимых для включении времени службы в Вооруженных Силах в педагогический стаж.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Л.М. Зайнуллин просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что действовавшее в период прохождения истцом службы правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения, иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
В своих возражениях на апелляционную жалобу УПФР просит решение суда оставить без изменения, указывая, что истец педагогическую детальность начал только с 01.09.1994 года, поэтому период службы с 03.05.1983 года по 04.06.1985 год в вооруженных силах не может быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Т.С. Замостьянова жалобу поддержала.
Представитель УПФР в суд апелляционной инстанции не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2017 года Л.М. Зайнуллин подал в УПФР заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением УПФР от 22 августа 2017 года за N 902385/17 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа.
В специальный стаж не был включен период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 03 мая 1983 года по 04 июня 1985 года.
В бесспорном порядке в льготный стаж зачтено 22 года 11 месяцев 15 дней.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действовавшее в период прохождения истцом службы правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой службы в специальный стаж, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 года, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31 декабря 2001 года.
Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В подпункте "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение) и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет действовали до 01 октября 1993 года.
Согласно пункту 1 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 этого же Положения предусмотрено правило, согласно которому время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В период действия данного Положения истец не имел стажа педагогической деятельности, поскольку согласно записям в трудовой книжке впервые работать педагогом он стал с 01.09.1994, т.е. уже после того Положение утратило силу. В период действия нового правового регулирования пенсионных правоотношений (после 01.10.1993) период военной службы не включался в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку педагогической деятельности в период действия Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 01 октября 1993 года у истца не имелось, он не мог предполагать, что служба в армии будет зачтена в его специальный педагогический стаж.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправильном применении и толковании норм материального права, а также о наличии оснований для включения в специальный стаж истца указанного выше периода военной службы по призыву, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение не противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайнуллина Ленара Минесагитовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.