Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Курмашевой Р.Э,
судей Хасаншина Р.Р. и Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Джураеве Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Ханнанова Р.Ф. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 18 декабря 2017 г, которым в удовлетворении иска Ханнанова Р.Ф. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения комиссии незаконным и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ханнанова Р.Ф. и его представителя Махаммадиева Ф.Ф, подержавших жалобу, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний России Хайруллиной Г.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханнанов Р.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании решения комиссии незаконным и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование исковых требований Ханнанов Р.Ф. указал, что проходил службу в УФСИН по Республике Татарстан, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 19 лет. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением 15 апреля 2014 г. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о принятии на учет для получения единой социальной выплаты. Территориальная подкомиссия документы приняла, проверила их и направила в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет. Однако решением комиссии ФСИН России от 12 октября 2016 г. (выписка из протокола N 80) истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, а также в связи с ухудшением жилищных условий в 2009 г. По мнению Ханнанова Р.Ф, данный отказ является недействительным, поскольку территориальная подкомиссия УФСИН по Республике Татарстан поданные им документы признала достаточными, каких-либо недостатков не выявила; на момент подачи рапорта истец проживал в квартире общей площадью 44,7 кв.м по адресу: "адрес", в которой было зарегистрировано 3 человека, и на его долю приходилось менее 15 кв.м; за предыдущие 5 лет место жительства не менял; отчуждение принадлежащей ему 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение произвел до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В судебном заседании истец иск поддержал.
Представитель ответчиков иск не признал.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Ханнанов Р.Ф. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы приведены обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, указано, что в случае своевременного рассмотрения рапорта комиссией ФСИН России, заявитель жалобы до увольнения имел возможность повторно обратиться в комиссию и реализовать свое право на получение единовременной социальной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе копии копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подп. "д" п. 5 Правил).
Копии документов, указанные в п. 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).
Как установлено судом, Ханнанов Р.Ф. проходил службу в УФСИН России по Республике Татарстан, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 19 лет.
Согласно выписке из домовой книги с 12 сентября 2006 г. Ханнанов Р.Ф. состоял на регистрационном учете в квартире по адресу: "адрес".
Квартира принадлежала на праве общей долевой собственности Ханнанову Р.Ф. и его матери Шаймардановой Л.Ш. (по ? доли каждому).
Кроме истца и Шаймардановой Л.Ш. на указанной жилой площади был зарегистрирован Фазлиев Н.Г. (двоюродный брат). При этом Фазлиев Н.Г. состоял на регистрационном учете в квартире с 20 апреля 2001 г. по 29 января 2013 г. и вновь зарегистрировался в ней 06 сентября 2013 г.
Впоследствии Ханнанов Р.Ф. подарил свою долю в квартире Шаймардановой Л.Ш.
Переход права собственности зарегистрирован 27 августа 2009 г.
15 апреля 2014 г. Ханнанов Р.Ф. обратился в УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
На заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Татарстан от 28 апреля 2014 г. было принято решение направить документы Ханнанова Р.Ф. в комиссию ФСИН России на рассмотрение.
Решением комиссии ФСИН России от 12 октября 2016 г, оформленным выпиской из протокола N 80, Ханнанову Р.Ф. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (не представлено свидетельство о расторжении брака), и в связи с ухудшением жилищных условий (27 августа 2009 г. было прекращено право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру).
Отказывая в удовлетворении иска, суд, руководствуясь нормами ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и п. 5 Правил, исходил из того, что одним из обязательных условий постановки сотрудника и членов его семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты является несовершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Кроме того, указав, что Ханнановым Р.Ф. в нарушение п. 5 названных Правил представлены в комиссию не все документы, суд пришёл к выводу о несоблюдении им порядка и условий обращения с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Согласно п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт.
Исходя из содержания приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.
Действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее признанию его нуждающимся в жилом помещении, даёт комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учёт.
Оснований для иного толкования требований, содержащихся в Правилах, у судебной коллегии не имеется.
По делу установлено, что полного пакета документов, которые могли бы быть предметом проверки со стороны комиссии ФСИН России и содержащих сведения о всех членах семьи Ханнанова Р.Ф, при том, что он до 25 марта 2002 г. состоял в браке с Ганиевой Л.Р, и соответственно, о наличии или отсутствии в собственности или в пользовании членов его семьи жилых помещений, представлено не было.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим правовым регулированием решение вопроса о возможности предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения осуществляется только при наличии необходимого пакета документов, и учитывая, что истцом при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения указанной выплаты не были представлены все необходимые документы, в частности копия свидетельства о расторжении брака, подтверждающие наличие указанных в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ условий для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд правомерно отказал Ханнанову Р.Ф. в удовлетворении его исковых требований.
Довод в апелляционной жалобе о том, территориальная подкомиссия приняла документы заявителя, признала их достаточными и направила в комиссию ФСИН России, а потому отказ по мотиву, что Ханнановым Р.Ф. не представлен документ - свидетельство о расторжении брака, является неправомерным, отклоняется судебной коллегией, поскольку принятие решения о постановке гражданина на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья отнесено к компетенции комиссии ФСИН России, которая проверяет представленный заявителем пакет документов на предмет достаточности и соответствия п. 5 Правил.
Ссылка в жалобе на то, что в случае своевременного рассмотрения рапорта комиссией ФСИН России, заявитель до увольнения имел возможность повторно обратиться в комиссию и реализовать свое право на получение единовременной социальной выплаты, в данном конкретном случае правового значения не имеет, поскольку его повторное обращение с заявлением не предопределяло положительное решение комиссии.
Согласно пояснениям самого заявителя жалобы на момент обращения в суд в УФСИН по Республике Татарстан он не работает, жильем обеспечен (проживает в квартире общей площадью 29,2 кв.м по адресу: "адрес"), в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 18 декабря 2017 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ханнанова Р.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.