Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И,
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Латыпова Р.А. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 19 октября 2017 года, которым постановлено:
иск Латыпова Р.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Латыпова Р.А. - Сатдаровой Л.М. в поддержку доводов жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан - Гариповой Ч.М, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Латыпов Р.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елабужском районе и городе Елабуге Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование требований указал, что 29 августа 2017 года он подал ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от 11 сентября 2017 года в назначении досрочной пенсии ему отказано. Мотивом отказа явилось отсутствие специального стажа продолжительностью в 30 лет.
В специальный стаж не был включен период его работы с 01 января 2005 года по 28 августа 2017 года в закрытом акционерном обществе "Стоматологическая клиника "АлСтом" в должности главного врача - врача стоматолога.
С данным решением истец не согласился, полагал его необоснованным, в связи с чем просил признать его незаконным, включить в специальный стаж вышеуказанный спорный период работы и назначить ему досрочную страховую пенсию с даты обращения за ней - 29 августа 2017 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Латыпов Р.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что, по его мнению его иск рассмотрен неполно, имеются неточности в названии работодателя истца, наименовании его должности, ранее закрытое акционерное общество "Стоматологическая клиника "АлСтом" являлось учреждением, поскольку создано на базе ГУЗ "Елабужская ЦРБ" - Стоматологическая поликлиника, характер трудовой деятельности истца после реорганизации из ГУЗ не изменился.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Суду пояснил, что по ее мнению закрытое акционерное общество "Стоматологическая клиника "АлСтом" фактически является медицинским учреждением.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что Латыпов Р.А. 29 августа 2017 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика за N 972459/17 от 11 сентября 2017 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа продолжительностью 30 лет.
В специальный стаж не включен период работы истца с 01 января 2005 года по 28 августа 2017 года в закрытом акционерном обществе "Стоматологическая клиника "АлСтом" в должности главного врача - врача стоматолога.
В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 17 лет 4 месяца 2 дня.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что закрытое акционерное общество "Стоматологическая клиника "АлСтом" медицинским учреждением не является.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что с 01 января 2005 года он принят на работу на должность главного врача стоматолога в закрытое акционерное общество "Стоматологическая поликлиника "АлСтом" на должность главного врача - врача-стоматолога в порядке перевода из Государственного учреждения здравоохранения "Елабужская ЦРБ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за N 781, утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В разделе "наименование должностей" предусмотрена должности "врачи специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков)". При этом в пунктах 1,9 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "Больницы всех видов", "Поликлиники всех наименований". Названным Списком не предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в закрытых акционерных обществах.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что закрытое акционерное общество "Стоматологическая клиника "АлСтом" создано на базе ГУЗ "Елабужская ЦРБ" - стоматологическая поликлиника основанием для отмены решения суда являться не может.
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из материалов дела видно, что закрытое акционерное общество "Стоматологическая клиника "АлСтом" является вновь созданным коммерческим юридическим лицом, целью которого является извлечение прибыли и не является правопреемником ГУЗ "Елабужская ЦРБ" - Стоматологическая поликлиника.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие юридические лица не могут быть отнесены к учреждениям.
При этом судебная коллегия отмечает, что сведения о стаже истца за спорный период предоставлялись в пенсионный орган без указания льготного кода, подтверждающего осуществление истцом деятельности по охране здоровья населения.
Допущенная судом первой инстанции описка в виде указания неполного наименования работодателя истца на правильность решения суда не влияет и может быть устранена по заявлению сторон в установленном законом порядке.
Довод апеллянта о том, что суд не в полной мере рассмотрел исковые требования, признается судебной коллегией несостоятельным.
Основным требованием истца являлось назначение досрочной страховой пенсии. Указанное требование судом первой инстанции разрешено. Решение суда мотивированно и обоснованно.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым выводы суда соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 19 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Латыпова Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.