Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С,
судей Калимуллина Р.Я, Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиЯнсона А.С. апелляционную жалобу Абдуллина М.Г, действующего в интересах ФИО1, на решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 07 ноября 2017 года, которым постановлено:
Признать право ФИО1, "дата" на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
В удовлетворении иска Абдулина М.Г. об обязании Кабинета Министров Республики Татарстан предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 36 квадратных метров в городе Тетюши Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО1 - Абдуллина М.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
опекун Абдуллин М.Г, действуя в интересах недееспособной ФИО1, обратился в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, муниципальному казённому учреждению "Тетюшский городской Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди. В обоснование иска указано, что истец является опекуном недееспособной ФИО1, которая является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, включённому в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. ФИО1 состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, с правом на внеочередное предоставление жилой площади, не имеет собственного жилья. В настоящее время ФИО1 проживает в доме "адрес" площадью "данные изъяты" квадратных метра, в котором помимо неё зарегистрировано и проживает ещё четыре человека. При таких условиях отсутствует возможность надлежащего ухода за ФИО1 В адрес муниципального казённого учреждения "Тетюшский городской Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" истцом было направлено обращение, содержащее требование о предоставлении жилого помещения. Однако на указанное обращение истца орган местного самоуправления сообщил о возможности улучшения жилищных условий лишь в порядке очерёдности.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просил обязать муниципальное казённое учреждение "Тетюшский городской Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложить на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность предоставить ФИО1 во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, с учётом её права, как инвалида на дополнительную жилую площадь, не менее 36 квадратных метров в городе Тетюши Республики Татарстан.
Суд принял решение о частичном удовлетворении иска в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Абдуллин М.Г, действуя в интересах ФИО1, просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что суд, принимая обжалуемое решение, самостоятельно в нарушение требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований, и признал за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, тогда как в исковом заявлении Абдулиным М.Г. ставился вопрос о предоставлении его подопечной жилого помещения на условиях социального найма.
В силу положений пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечне.
Из материалов дела следует, что Абдуллин М.Г. является опекуном недееспособной ФИО1, "дата" рождения.
Согласно справке государственного автономного учреждения здравоохранения "Тетюшская центральная районная больница" от 19 января 2017 года ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию, страдает тяжёлой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Распоряжением руководителя Тетюшского городского Исполнительного комитета Республики Татарстан от 30 марта 2017 года N... ФИО1 принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и её опекун Абдуллин М.Г. зарегистрированы и проживают в доме "адрес", площадью... квадратных метра.
Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении по указанному адресу на регистрационном учёте состоят Абдуллин М.Г, ФИО1 ФИО2, ФИО3 ФИО4
На обращение истца с просьбой о предоставлении жилого помещения письмом от 29 мая 2017 года N... орган местного самоуправления сообщил о возможности улучшения жилищных условий лишь в порядке очерёдности.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, относящаяся к категории инвалидов, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, вставших на учёт после 01 января 2005 года, имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
В соответствии с частью первой статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно положениям части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из приведённых законоположений, право изменить основание или предмет иска предоставлено истцу. Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Положения части первой статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваемые с учётом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих суд принять решение именно по заявленным истцом требованиям и позволяющих суду выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом, не предполагают возможности суда по собственной инициативе изменить предмет и основания иска.
Как следует из содержания искового заявления, Абдуллиным М.Г, действующим в интересах недееспособной ФИО1, заявлены требования о признании за подопечной права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое помещение на условиях социального найма.
При этом требований о признании за ФИО1 права на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования истцом в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания за ФИО1 права на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Кроме того, в ходе рассмотрения дела не было установлено, что ФИО1 состоит на учёте лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. В связи с изложенным, решение суда в указанной части подлежит отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных Абдуллиным М.Г. исковых требований о признании за ФИО1 права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить ей жилое помещение на условиях социального найма в силу следующего.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 8.2 Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 данной статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учётом такого права.
Порядок расчёта жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Таким образом, порядок обеспечения жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения на условиях социального найма.
Исходя из приведённых нормативных правовых актов в совокупности с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим. При этом предоставление жилого помещения рассматриваемой категории граждан по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ФИО1 в установленном законом порядке малоимущей не признана.
Поскольку муниципальное казённое учреждение "Тетюшский городской Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" не наделён в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных специальным перечнем, вставших на учёт нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, не являющихся малоимущими, а требований о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения Абдуллиным М.Г. в ходе рассмотрения дела не заявлялось, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Абдулина М.Г. в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 07 ноября 2017 года в части признания за ФИО1 права на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отменить.
В удовлетворении исковых требований Абдуллина Марата Губайдуллаевича, действующего в интересах недееспособной ФИО1, к муниципальному казённому учреждению "Тетюшский городской Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан", Кабинету Министров Республики Татарстан о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить жилое помещение на условиях социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.