Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С,
судей Калимуллина Р.Я, Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиЯнсона А.С. апелляционную жалобу Бронниковой Т.А. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 02 октября 2017 года, которым Бронниковой Т.А. отказано в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью "Русло", обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10" о возложении обязанности произвести перерасчёт начислений по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Бронниковой Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бронникова Т.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10", обществу с ограниченной ответственностью "Русло" о возложении обязанности произвести перерасчёт начислений по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды. В обоснование иска указано, что Бронникова Т.А. зарегистрирована и проживает в квартире "адрес". Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10". С января 2014 года по февраль 2015 года включительно ответчик производит начисление истцу коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды с нарушением порядка расчёта указанных платежей, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Так, за апрель 2014 года платёж за горячее водоснабжение на общедомовые нужды определён ответчиком в размере 4990 рублей 16 копеек, за июль 2014 года - в размере 6821 рубль, за август 2014 года - 16194 рубля 27 копеек, за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за июль 2014 года - 1949 рублей 01 копейка, за август - 10339 рублей 29 копеек. С данными начислениями истец не согласна, в связи с чем просила возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчёт начислений на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению по квартире "адрес" за 2014 год, а также январь-февраль 2015 года, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Бронникова Т.А. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, при этом отмечается, что начисление коммунальных платежей за горячее и холодное водоснабжение на общедомовые нужды по формулам, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года N 1079 и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1347-р от 14 июля 2014 года, производилось ответчиком без учёта требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
На основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статьям 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10" осуществляет управление многоквартирным жилым домом "адрес".
Бронникова Т.А. является собственником квартиры N.., находящейся в названном жилом доме. Из содержания искового заявления и представленных к нему уточнений следует, что индивидуальные приборы учёта потребления коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения установлены Бронниковой Т.А. в январе 2015 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в марте 2017 года между Бронниковой Т.А. и управляющей организацией заключен договор реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, следовательно истец признала начисленную ей ответчиком задолженность, в связи с чем у истца отсутствует право на предъявление требований о возложении на управляющую компанию обязанности произвести перерасчёт начислений на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не согласна.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии.
Согласно пункту 44 указанных Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объём коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N131/о утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг как по горячему, так и по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляют:
- 0,03 куб.м/кв.м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 1-5;
- 0,02 куб.м/кв.м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 6 и выше.
Истцу, как собственнику жилого помещения, в юридически значимый период не оборудованного индивидуальными приборами учёта потребления воды, начисление коммунальных платежей за горячее и холодное водоснабжение на общедомовые нужды за 2014 год, а также январь-февраль 2015 года производилось сверх установленных нормативов потребления, что не соответствует приведённым требованиям пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года.
Из представленных счетов-фактур следует, что за апрель 2014 года платёж за горячее водоснабжение на общедомовые нужды определён ответчиком в размере 4990 рублей 16 копеек, за июль 2014 года - в размере 6821 рубль, за август 2014 года - 16194 рубля 27 копеек, за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за июль 2014 года - 1949 рублей 01 копейка, за август - 10339 рублей 29 копеек.
Доказательств того, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома "адрес" было принято решение о распределении сверхнормативного объёма водоснабжения на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, стороной ответчика ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что, заключив с управляющей компанией договор реструктуризации долга, Бронникова Т.А. фактически признала размер задолженности, по существу является неверным, поскольку сам по себе факт наличия соглашения о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не лишает истца, как потребителя, права ставить вопрос о перерасчёте платежей за коммунальные услуги. Следовательно, указание суда первой инстанции на то, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку названное соглашение в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано, является ошибочным, поскольку фактически указанное соглашение не представляет собой признание долга, а лишь регламентирует порядок погашения сформировавшейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не исключая при этом возможности обращения потребителя с заявлением о перерасчёте соответствующих начислений.
Довод ответчиков о том, что все начисления осуществлялись в соответствии с методикой, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года N 1079 и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1347-р от 14 июля 2014 года, судебной коллегией признаётся несостоятельным, поскольку использование в расчётах указанной методики не освобождает ответчиков от исполнения требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, в части ограничения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, объемом соответствующей коммунальной услуги, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. При этом действующее нормативно-правовое регулирование рассматриваемых правоотношений не ставит возможность применение пункта 44 данных Правил в части указанных ограничений в зависимость от того, оборудовано или не оборудовано принадлежащее собственнику (пользователю) помещение индивидуальными приборами учёта потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что начисление истцу платы по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды в оспариваемый период производилось управляющей компанией с превышением норматива потребления, в связи с чем находит требования Бронниковой Т.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Соответственно, решение суда в указанной части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10".
Решение суда в остальной части требованиям материального и процессуального закона не противоречит, оно постановлено с учётом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 2 статьи 328, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 02 октября 2017 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Бронниковой Татьяны Алексеевны к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10" о возложении обязанности произвести перерасчёт начислений по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды отменить и принять новое решение.
Исковое заявление Бронниковой Татьяны Алексеевны к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10" о возложении обязанности произвести перерасчёт начислений по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 10" произвести перерасчёт платежей на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению по квартире "адрес" за 2014 год, январь-февраль 2015 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.