Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р,
судей Мочаловой Ю.Р, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 октября 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Рафаиля Ризвановича Хамидуллина об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 563,1 квадратный метр, с кадастровым номером 16:52:050305:1003, расположенного по адресу: "адрес", в размере 13 266 501 рубль по состоянию на 1 января 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 июня 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления Рафаиля Ризвановича Хамидуллина к Кабинету Министров Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости отказать,
УСТАНОВИЛА:
Хамидуллин Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере 7 300 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года
В обоснование заявленных требований указано, что Хамидуллин Р.Р. является собственником нежилого помещения, общей площадью 563,1 квадратный метр, с кадастровым номером 16:52:050305:1003, расположенного по адресу: "адрес" поставленного на кадастровый учет 15 марта 2013 года.
Кадастровая стоимость данного нежилого помещения определена по состоянию на 1 января 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 24 319 889 рублей 20 копеек.
С учетом уточненных требований просит установить кадастровую стоимость спорного нежилого помещения в размере 13 266 501 рубль, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан выражает несогласие с решением суда и просит его отменить. Указывает о том, экспертное заключение было изготовлено с нарушением требований Федерального закона N 79-ФЗ и Федерального закона N135-ФЗ. Эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, кроме того, допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества. Экспертом некорректно проанализирован сегмент рынка.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Горсовета муниципального образования "город Набережные Челны" от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Действие настоящего решения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Как предусмотрено частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела Хамидуллин Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения. В подтверждении своих доводов представил отчет N 01-2017 от 28 февраля 2017 года об оценке рыночной стоимости помещения для технического обслуживания автомобилей, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Отлично", согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного нежилого помещения с кадастровым номером 16:52:050305:1003 по состоянию на 1 января 2014 года составила 7 300 000 рублей.
Вышеуказанный отчет получил положительное экспертное заключение N 031/2017/Казань от 14 марта 2017 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
На основании ходатайства представителя административных ответчиков - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан судом первой инстанции по делу назначалась экспертиза, согласно заключению N 79-Э/2017 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С. вышеуказанный отчет N 01-2017 от 28 февраля 2017 года об оценке рыночной стоимости помещения для технического обслуживания автомобилей, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Отлично" по инициативе Хамидуллина Р.Р. не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 16:52:050305:1003 определена в нем неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом первой инстанции вопрос, эксперт определилрыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 16:52:050305:1003, которая по состоянию на 1 января 2014 года согласно заключению составила 13 266 501 рубль.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение суд первой инстанции оценивал заключение N 79-Э/2017 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" Белай О.С. в совокупности с другими доказательствами по делу в связи с чем у суда первой инстанции не возникло сомнения в его правильности или обоснованности.
Соответствующие выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135- ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводств; Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснован" этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Суд первой инстанции пришел к мнению, что данное заключение эксперта N 79-Э/2017 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулировании: оценочной деятельности.
С таким выводом соглашается и судебная коллегия.
Учитывая, что административный истец обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого помещения 20 июня 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости правомерно применены для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения предъявлено административным истцом также к Кабинету Министров Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, поскольку в данном случае не являются органами, утвердившими оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющими функции по государственной кадастровой оценке, и, следовательно, не должны отвечать по требованиям административного истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертом была нарушена методологическая основа проведения экспертизы, было нарушено законодательство об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки допущенных экспертом при определении рыночной стоимости объекта недвижимости, судебной коллегией отклоняется в силу изложенного.
Иных доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.